Найти тему
СВОЛО

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет.

Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в его работе «Проблемы пространства в живописи»:

«В «Тайной вечере» Леонардо нетрудно заметить тесноту помещения по сравнению с фигурами сидящих за столом апостолов. Сосуды на столе также далеки от правильности перспективной трактовки».

Про сосуды мне было ново. А про фигуры – нет. Я про это вычитал у Флоренского, очистил от христианопочитания и написал статью (см. тут). Но она нечитабельная для обычного читателя, я её нигде, кроме своего сайта не опубликовал. Я сам её не понимаю в обычном чтении. Это потому, что, когда я её писал, я сперва делал геометрические построения, но их в текст ввёл не чертежно, а словесно. Чтоб мне теперь словеса эти понимать, нужно проделывать, описываемые построения.

Так вот про что-то с сосудами мне было читать впервой, и я целый день потратил на поиск чего-нибудь описывающего, что там не то. Не нашёл. И, чтоб всё же не сдаться, решился на высказывание такой мысли. – Теснота-то для сидящих за столом есть теснота относительно комнаты. Так? Ну вот я и буду понимать Тарабукина, что и то, что НА столе слишком велико относительно комнаты же.

Перец в том, что, пока я искал, я наткнулся на репродукцию того наброска на бумаге, с которого началась эта огромная фреска.

Леонардо да Винчи. Эскиз «Тайной вечере». 1495.
Леонардо да Винчи. Эскиз «Тайной вечере». 1495.

На этом эскизе будущая фреска

-2

помечена чуть более серым тоном, чем остальное. То есть на удалении «от нас» ножек стола (горизонтальная красная линия) вертикали стен (красные линии) явно демонстрируют,

-3

что два крайние апостола слева и справа вместе с их участками стола в комнату не вмещаются.

Тарабукин зря написал: «нетрудно заметить тесноту помещения». – Ещё как трудно. Я, например, её никогда не замечал, пока не прочёл у Флоренского:

«Если кто перспективист, то это, конечно, Леонардо. Его «Тайная Вечеря» — имеет задачею снять пространственное разграничение того мира, евангельского, и этого, житейского, показать Христа как имеющего только ценность особую…" (https://litlife.club/books/181277/read?page=5).

Зачем я повторяю, собственно, уже открытое?

Затем, что такой эскиз есть фиксация того, что происходит с художником, когда его озаряет как бы зрительная галлюцинация подсознательного – тут – идеала гармонии низкого (обычной комнаты) и высокого (выпирающего из стен этой комнаты).

Всё элементарно при использовании понятия «подсознательный идеал».

А чтоб его не использовать, но как-то возвысить Леонардо, не прибегая к Богу, искусствоведы пишут муть:

«На то, что Леонардо собирался использовать для организации пространства своей картины принципы музыкальной гармонии, указывает один из набросков к «Тайной вечере» – тот, на котором Христос протягивает кусок хлеба Иуде: на нем записаны в столбик несколько чисел. Заметка гласит: 3.4.6.-6.3–6–4 = 32.

https://falyosa.livejournal.com/5260495.html
https://falyosa.livejournal.com/5260495.html

[Сумма 3+4+6+6+3+6+4 действительно = 32, что написано вверху столбика.]

Леонардо наверняка знал из разных источников, что ноты можно записывать числами, поскольку высота звука зависит от нескольких переменных, таких как размер и вес музыкального инструмента или его составных частей. Например, если разрезать струну пополам, высота ее звучания будет на октаву выше, чем у целой струны; октава, соответственно, обозначается через соотношение 1:2. Две трети от полной длины будут давать тональный интервал в пятую долю (выражаемый через соотношение 2:3), а три четверти – в четвертую (3:4).

Леонардо использует эти соотношения при расчете пространства комнаты, в которой сидят Христос и апостолы, превращая ноты в своего рода зримую музыку. Архитектурные детали на картине, судя по всему, организованы в виде рядов, привязанных к тоновым интервалам. Как указал один исследователь, соотношение двоек, троек, четверок и шестерок на рисунке Леонардо представляет собой соотношение между четвертой и пятой частью октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6).

В «Тайной вечере» действительно прослеживается арифметическая прогрессия. Например, если стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена по ширине дает четыре таких же части, а окна – три таких же (если измерять ширину между центрами двух боковых окон, а не между их внешним краем). Тогда получается (с небольшим приближением) пропорция 12:6:4:3. То же соотношение существует между шпалерами на стене. Они – разной длины, те, которые расположены в дальней части комнаты, увеличиваются в соотношении 1:1/2:1/3:1/4 – давая (на сей раз без всяческого приближения) математическую пропорцию 12:6:4:3» (https://design.wikireading.ru/hqOvwUcaIX).

Нарочно непонятно при этом пишут.

Хорошо: «стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть». Хорошо, пусть первый план пронумерован синими числами.

-5

Но этот план совершенно не виден на самой картине. Как о нём вообще можно разговаривать как о воздействующем на зрителя?

Далее. Что такое «Дальняя стена»? Это та, что за спиной Иисуса? – Хорошо. Но что такое «по ширине дает четыре таких же части»? Особенно, что такое «таких же»? Как что? – Хорошо. Пусть эти 4 - то, что пронумеровано зелёным цветом, а 3 («а окна – три таких же») – то, что пронумеровано фиолетовым цветом. – Но ведь это совсем из пальца высосано! – А про шпалеры совсем ничего не понятно.

Всё это – заумь искусствоведческая. Отказаться напрочь от величия того, что когда-то называлось богодухновением, современные учёные не могут, а признать могущественный подсознательный идеал тоже не могут (муть, мол). Вот и мутят словами про золотые сечения и музыкальности.

3 октября 2023 г.