Все повторяют мысль о том, что слово имеет материальную силу. И только с возрастом (правда, ещё и благодаря привычке читать, думая) понимаешь, какую, и насколько зримо и ощутимо эта сила может разрушительную!
Развал в стране и в душах начался с такого приятного для жителей явления, как возвращение «имен». Например, норвежцы подкинули жителям Архангельска идею «поморства». Но никто же не знал главную цель проекта, которую сформулировал эксперт по региональной политике Баренцрегиона Реми Странд (на съезде «поморов» в Архангельске 17 сентября 2011 г.)так: «…использование истории поморов так, чтобы в будущем организовать «беспроигрышную лотерею» для нас». С энтузиазмом все поднялись на создание некой особой «северной» идентичности. Об этом, в частности, говорит экс-глава МИД Норвегии и отец нынешнего руководителя НАТО Столтенберг, когда бывал в Архангельске. На этот путь в своё время становились Ингерманладия, Свободный Петербург, Балтийска, Уральская Республики.
Казалось бы: ну красиво же, интересно, многообразие. Многие возмущались, когда это движение было жестко прекращено.
А вот зёрнышко-то и осталось. И дальше всё как у Брэдбери (Читай «И грянул гром»): вдруг, как будто ниоткуда, начались необратимые процессы "самоидентификации".
Замена Украиной предлога НА на в ( мы же центр Европы), перенос ударения. Мелочи! А потом – мы не Россия, а потом – отказ от общей культуры (я уж не говорю об истории). И в итоге мы лицезреем те самые ошибки в безграмотных объявлениях: всё как у Брэдбери..
А закончилось страшно-войной. Но не менее страшно то, что там происходит в плане идеологии. Словом убивают как оружием и сегодня.
Я живу в Крыму, где осели многие из донецких и луганских беженцев. Их побег понятен. Но на меня бОльшее впечатление произвел рассказ подростка из Николаева, который с мамой и братом уехали из вполне себе мирного полтора года назад Николаева. Меня заинтересовала причина этого шага . Последней каплей для родителей стало задание ученикам создать проект с материалами о деятельности бандеровских организаций на юге. «Какие бандеровцы на юге?! Их там отродясь не было!»-вскричали умные взрослые.. и увезли детей. Но дальше было ещё интереснее. Слово продолжает действовать. Все мы знаем понятия «коммунизм», «фашизм». Никого уже и не удивляет, что они стоят в одном ряду. Но там создано ещё одно слово: «РАШИЗМ». Вполне официальный, научный термин, под который подведена основательная научная база. 10-классники должны представить презентацию, раскрывающую эти термины. Это не выдумка, это существует сейчас.
Я ужасаюсь не только последствиям войны, но и нашей безответственности, когда мы «бежим» за красивым словцом, не задумываясь о страшных последствиях.
Ещё раз повторю: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..»
Добавлю. Сейчас я занимаюсь с этим мальчиком, учим русский язык и литературу. На Украине уже давно были исключены многие произведения, даже «Алые паруса». У нас в Крыму программа была своя (очень мне нравилась). Я ещё тогда говорила: как это вырастет поколение, которое не будет знать, почему ресторан называется «Алые паруса» ( не переименуют же!) Так и случилось. Украинцы не МОГУТ понять петербургское мероприятие для выпускников, потому что они элементарно даже не слышали об этой замечательной повести. Остается пожалеть. А мальчик многое за лето прочитал, с трудом осваивает орфографию, переходим к пунктуации. Молодцы ролдители, не дали детям духовно опуститься до уровня ненависти к «рашизму». Тьфу ты Господи, мерзость какая. А как красиво для них всё начиналось!
А в Крыму как-то предвидели возможные последствия. Никто не может дать ответ на вопрос: почему мы видели, а они-нет?
Уже хотела публиковать, но решила добавить несколько смешных историй из нашей жизни при Украине, как раз о роли слова.
Помню, во всех документах о воспитании, о целеполагании звучало вот это самое "идентификация". А мы и не подозревали, чего от нас хотят. Говорили о профориентации, о психологии. Так же нас ставил в тупик термин "гендерное воспитание". Многие тихо игнорировали эту тему. Я полезла в справочники, что ж это за фрукт такой? Узнала, что что-то про мужское и женское и в силу своего понимания и воспитания объясняла, как вести себя девушке, как мальчику беречь девочку и т.д. Смешно? А теперь понимаю, сколько же мы спасли в силу своей отсталости! И ещё смешной случай. Пришёл какой-то приказ, в котором было на украинском о чём-то там, но главное, было уточнение "зокре(э)ма". Начиная с управления гобразования, которое перевело это слово как "кроме", заканчивая последним подписавшимся, все выполнили, не привлекая то самое, о котором сказано "кроме". А оказывается, это слово переводится как "в частности". Посмеялись сами себе и с умным видом отрапортовали о выполнении.
Так мы и жили. И слово, способное разрушить, инстинктивно не пропускали.
P.S. Среди подписчиков у меня в основном те, кто сталкивается с подготовкой к ЕГЭ, Не люблю повторяться, поэтому для подготовки к итоговому сочинению отсылаю в соответствующий раздел, так же как и для понимания законов орфографии и легкого и простого овладения необходимыми навыками смотрите соответствующий раздел. Посмотрите при необходимости последние статьи.
Интересно, что начали читать статьи по литературе, конкретно по писателям. Ещё бы отзывы были!