Найти в Дзене
РСТИ | Авторские дома

Небо и земля. Нужны ли среднему классу небоскребы?

Оглавление

Небоскреб — почти всегда история, замешенная на престиже и деньгах. Из-за этого нелегко бывает понять, как относятся к высоткам обычные горожане: стоически, равнодушно, с раздражением или как к своей несбывшейся мечте. Но иногда девелоперы отваживаются на эксперименты…

Если мы посмотрим на жилье в Москве, то окажется: почти все, что строится выше 30 этажей, относится к бизнес- или премиум-классу. Немало таких примеров и в других странах — вспомним небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае, башни Трампа в Стамбуле или проданный недавно с аукциона небоскреб «Утюг» (Flatiron Building) в Нью-Йорке (новый владелец собирается сделать в культовом здании элитное жилье).

В интервью журналу «Сноб» в 2019 году британский урбанист, автор книги «Вертикаль» Стивен Грэм констатировал:

В перенаселенных городах состоятельные жители стремятся жить в высотных зданиях с шикарным видом, свежим воздухом и массой развлечений прямо на верхних этажах.

В том же году в Петербурге жилой комплекс «Петр Великий и Екатерина Великая» в Рыбацком подарил среднему классу шанс поселиться на 32 этаже. И обычные горожане оценили эту возможность. Мы продолжаем изучать авторские дома компании «РСТИ» (Росстройинвест), чтобы понять, как менялись мечты, привычки и отношение к уровню жизни (в прямом и переносном смысле) у жителей Северной столицы.

Полет нормальный

ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» были не первым экспериментом девелопера по выводу жилья комфорт-класса на «премиальную» высоту. До него компания возвела ЖК «Князь Александр Невский», который и сейчас остается самым высоким (35 этажей) жилым зданием Петербурга.

Петербуржцы постепенно освобождались от прежних представлений о неудобстве верхних этажей и открывали для себя, что на высоте птичьего полета воздух чище, городской шум почти не слышен, солнечного света больше, необходимости зашторивать окна от посторонних глаз — меньше, а вероятность, что новостройки по соседству закроют ландшафт — практически нулевая.

В неоднозначном с точки зрения городской среды Рыбацком высота выявляла самые лучшие стороны — прекрасный вид на реку и ландшафт за ней. Оказалось, что каждый может в буквальном смысле остаться наедине с миром и раздвинуть горизонт, просто поднявшись к себе в квартиру.

С другой стороны, за годы между строительством «Князя Александра Невского» и «Петра Великого и Екатерины Великой» горожане стали внимательнее к архитектурному облику построек.

Небоскреб — спорная с точки зрения архитектуры тема. Есть мнение, что творческая роль архитектора здесь сводится к созданию силуэта. Детали же, начиная с определенной высоты, становятся невидимыми и потому бессмысленными.

Комплекс «Петр Великий и Екатерина Великая» изначально был заточен на то, чтобы вызывать в памяти облик двух правителей России. Не обошли архитекторы вниманием и морскую тему. Форма зданий и пластика фасадов лаконичны. Несмотря на обилие эркеров, застекленных лоджий, фасады выглядят гармонично за счет отказа от сплошного остекления в пользу керамогранита с оттенками дерева, меди и бирюзы.

-2

Когда-то голландский архитектор Рем Колхас писал, что небоскреб вытягивает ввысь жизнь и энергию улицы, аккумулируя ее внутри и превращаясь в самодостаточный остров, не нуждающийся в остальном городе.

В Рыбацком жилым комплексам «Князь Александр Невский» и «Петр Великий и Екатерина Великая» пришлось решить противоположную задачу — создать «улицу» практически из ничего, заменить собой отсутствующий в этом месте город. Получилось это благодаря инфраструктуре внутри проектов. Так, в жилом комплексе «Князь Александр Невский» есть не только магазины, но и фитнес-клуб с бассейном, храм, культурно-образовательный центр «Невский». Эти пространства наполнены событиями — концертами, представлениями, детскими праздниками — и помогают развивать соседское комьюнити. А в комплексе «Петр Великий и Екатерина Великая» есть пункт выдачи «СДЕК», аптека, салон красоты, круглосуточный продуктовый магазин. Доступ к онлайн-покупкам облегчают пункты Wildberries, «Озон», «Яндекс. Лавка».

Не экстрим, но комфорт

Со временем на рынке параллельно с трендом на жилые высотки стала набирать популярность полярная тенденция. Появились ярые поклонники идеи, что комфортная и соразмерная человеку жилая среда требует только малоэтажной, в крайнем случае — среднеэтажной застройки.

На рынок стали приходить другие покупатели. Для прежних были важны метраж, цена и транспортная доступность. Новое поколение не только учитывало эти три критерия, но и требовало эстетики в парадных, удобного двора без автомобилей, красивого квартала. Архитектурный облик дома в списке критериев поднялся с последнего места на почетное четвертое. Наличие вблизи парка и водоема стало не менее важным, чем наличие транспорта. Для многих ежедневные поездки на работу стали неактуальны.

Последние акценты расставила пандемия. Заперев всех по домам, она заставила посмотреть на город как на театр, в котором постоянно происходило что-то интересное. Квартира в небоскребе — про индивидуальность, которая выстраивает отношения с миром с некоторой дистанции. Квартал средней высоты позволяет включиться в жизнь с ее приключениями и неожиданными встречами.

Концепция и проект жилого комплекса Master Place, разработанные командой «РСТИ» совместно с архитектурной мастерской Сергея Цыцина, основаны на идее о том, что все мы — разные. И надо сделать дом, в котором раскрывался бы каждый. На эту идею работает фасад — он выглядит интеллигентно, но не скучно, благодаря легкой асимметрии вертикалей. Он как бы приветствует любое движение, но избегает навязчиво демонстрировать себя.

-3

Разновысотность проекта дает возможность забраться на девятнадцатый этаж или ограничиться шестым-седьмым. Покупатели могут выбрать свой вариант из множества планировок – традиционных или евро в зависимости от обстоятельств и сценариев жизни. Кто-то строит активную карьеру с регулярными поездками в центр, кто-то создает собственную уютную реальность и посвящает все время семье или хобби.

-4

Камерность — главная характеристика Master Place и его архитектуры. Он не стремится заменить собою город (который в этом районе открывается вполне привлекательной стороной) и не становится доминантой района. Новый авторский дом от «РСТИ» просто дает дышать, оставаясь «без галстука» и не слишком переживая о завтрашнем дне.

Екатерина Немченко, коммерческий директор холдинга РСТИ:

Современный покупатель, способен оценить не только квартиру, но и дом — во всех деталях, включая архитектуру, дизайн входных групп, инженерию, ландшафт двора — а также квартал и то, как он «вписан» в город. Это делает жизнь девелопера похожей на творческую лабораторию.
Девелопер работает как кутюрье, он сегодня продумывает то, что будут покупать… даже не в следующем сезоне, а через полтора — два года. А «наденут» только через 4-5 лет. Чтобы увидеть, каким будет ваш завтрашний покупатель, надо считывать его ожидания уже сегодня, наблюдать, как развивается общество, что-то предугадывать (без интуиции здесь никак), добавлять опыт, немного мечты. Надо не только видеть тренды, но и понимать, откуда они возникают. Нужна также определенная смелость в решениях, ведь рано или поздно придется сделать ставки и перевести идеи в проект.
Безусловно, с опытом у компании появляется библиотека готовых решений. Можно не тратить время на их разработку с нуля. Становится понятно, как работает закрытый двор. Никто уже не пытается размещать коммерческие помещения внутри жилой застройки, а проектирует их с внешней стороны комплекса, по периметру квартала, делает их с высокими потолками, витринными окнами, и эта составная часть проекта, которая должна быть красиво вписана в архитектуру всего ЖК.
Но готовые решения все равно требуют адаптации. Например, сейчас наша лаборатория работает над тем, как перенести идею лобби — красивого и функционального пространства с местом для встреч, успешно реализованную в нашем премиальном ЖК Familia, — в будущие проекты комфорт-класса. Мы уверены, что это будет работать.

Читайте также: