Найти в Дзене

Художник, который не мог писать простых людей. Портреты Павла Корина

Однажды молодые художники, ученики великого Павла Корина (1892 – 1967), пришли к нему в мастерскую. Павел Дмитриевич похвалил их за то, что они пишут «простых людей». И добавил: «Я не могу их писать. Другой склад художника».

Действительно, Корина всегда привлекали крупные, яркие характеры. Слава его как художника началась с сильнейших этюдов к так и не завершенной, к сожалению, картине «Русь уходящая» (мы писали об этих работах здесь: https://dzen.ru/a/YVsqnnStJyLNwW2U )

И в искусстве других мастеров он восхищался прежде всего мощью трагедийного размаха. Достаточно прочесть записи из дневника Павла Дмитриевича с заклинанием самому себе «помни»: «Феофан Грек. Царь царей русской фресковой живописи. Помни его могучую грандиозную живопись», «Бурдель – великий мастер. Помни трагическое исхудание щек Бетховена», «Поразил меня Караваджо «Уверение Савла». Какой реализм! Какая суровая сила и какая великая простота», «Нотр-Дам. Утром рисовал химер. Помни стройность готики в соборе. Помни серебристый тон стен и цветные окна и розетки – все это Симфония», «Микеланджело – Рабы. Какая сила, какой дух – вот на какие высоты надо идти!!! Помни великую четкость и силу прорисовки! Воля! Воля! Воля!»

Неудивительно, что «простые люди» не захватывали его воображение. В отличие от писателей Алексея Горького и Алексея Толстого, скульптора Сергея Коненкова, маршала Победы Георгия Жукова, художников Михаила Нестерова, Ренато Гуттузо, Кукрыниксов, пианиста Константина Игумнова. Не все они принимали свои портреты с восторгом. Коненков, например, не отрицая мастерства живописца, недовольно заметил: «Зачем вы изобразили меня фанатиком?» «Каким увидел, такими изобразил», - парировал автор. А Толстой, по воспоминаниям Корина, после окончания сеансов посмотрел на готовы портрет и… ничего не сказал. А портрет отличный!

Впрочем, плохих Корин никогда и не писал. Слишком высока была его требовательность к себе и любовь к искусству. По этим картинам вполне можно изучать эпоху 1930-1950-х годов, и все же немного жаль, что нет среди них изображений выхваченных из толпы людей, соседей и родных.

Кукрыниксы
Кукрыниксы
Портрет Горького
Портрет Горького
Портрет Алексея Толстого
Портрет Алексея Толстого
Портрет художника Мартироса Сарьяна
Портрет художника Мартироса Сарьяна
Портрет Павла Нестерова
Портрет Павла Нестерова
Портрет маршала Георгия Жукова
Портрет маршала Георгия Жукова
ПОртрет пианиста Константина Игумнова
ПОртрет пианиста Константина Игумнова
Портрет скульптора Сергея Коненкова
Портрет скульптора Сергея Коненкова
Портрет Василия Качалова
Портрет Василия Качалова
Портрет Ренато Гуттузо
Портрет Ренато Гуттузо