Сегодня вы узнаете, как переполненные мусорные баки, граффити и безбилетники связаны с серьезными преступлениями.
Эксперименты с бесхозным автомобилем
В 1969 году социальный психолог Филип Зимбардо осуществил научный эксперимент в Бронксе – неблагополучном боро Нью-Йорка.
Он оставил машину с разбитыми фарами и открытым капотом на улице. Спустя менее получаса семейная пара с маленьким ребенком вытащила из бесхозного автомобиля радиатор и аккумулятор. В течение дня машина была полностью разграблена и разбита, вандалы повредили даже обивку на креслах.
Для Бронкса такой исход не был удивительным, так как здесь грабежи были частым явлением. Зимбардо решил продолжить свой эксперимент в благополучном районе Калифорнии Пало-Альто. Здесь похожий, слегка поврежденный автомобиль простоял нетронутый больше недели.
Тогда ученый разбил кувалдой окна транспортного средства. И что в итоге? В течении пары часов машина подверглась нападению вандалов точь-в-точь как в Бронксе.
Психолог разъяснил, почему жителям благополучного района потребовалось больше времени для реакции на «ничью» собственность. Дело в том, что в Пало‑Альто за вред чужому имуществу строго наказывали. Но когда жители города убедились, что автомобиль бесхозный, а следовательно, за его поломку ничего не будет, то поступили так же, как в неблагополучном Бронксе.
Основываясь на этих экспериментах, политолог Джеймс К. Уилсон и социолог Джордж Келлинг в 1982 году вывели теорию разбитых окон.
Что такое теория разбитых окон?
Концепция рассматривает снисходительность к мелким правонарушениям как благоприятную среду для совершения более серьезных преступлений.
Согласно теории, попустительство общества к выбрасыванию мусора в неположенном месте, прыжкам через турникеты, граффити, мелкому вандализму приводит к тому, что люди начинают относиться к правилам и даже законам свободнее.
Начинается мысленный конфликт: «Если другим можно, почему нельзя мне?». Если нарушение мелких правил не пресекается обществом, то постепенно люди начинают испытывать меньшую ответственность и уважение к правилам. Планка «допустимости нарушений» понижается, что приводит к увеличению количества серьёзных преступлений.
Для наглядности авторы поставили в пример разбитые окна в доме. Если в каком-то здании вовремя не поменять лишь одно разбитое стекло, то вскоре в нем не останется ни одного целого окна.
Таким образом, повреждения, которые никто не собирается устранять, как бы сообщают обществу, что до этой собственности никому нет дела. Следовательно, вандализм не приведет к негативным последствиям.
И наоборот, как предположили Уилсон и Келлинг, быстрые реакции на мелкие нарушения могут предотвратить более серьезные преступления в будущем.
Первое практическое применение теории разбитых окон
Нью-Йорк в начале 1990-х годов значительно отличался от «американской мечты»: мегаполис утопал в грязи, а уровень преступности только рос. Тогда Рудольф Джулиани, баллотировавшийся на пост мэра Нью-Йорка, пообещал избирателям привести улицы города в порядок.
После победы на выборах Джулиани решил воплотить идею теории разбитых окон и назначил нового шефа полиции - Уильяма Брэттона.
В первую очередь градоначальник и комиссар обратили пристальное внимание на метро, где ежедневно 250 000 человек перепрыгивали через турникеты, не платя за проезд. В подземку были направлены сотни стражей порядка, которые стали ловить всех мелких нарушителей.
Казалось бы, несерьезное дело для полиции, но среди пойманных безбилетников оказались преступники, которых разыскивали за более серьезные злодеяния. Кроме того, каждый 20 «прыгун» имел при себе нож или огнестрельное оружие.
В итоге борьба с безбилетниками привела к снижению количества преступлений в метро на 30%.
В дальнейшем мэр Джулиани продолжил публично выступать против толерантности к мелкому беззаконию, а комиссар Брэттон наказывал своим сотрудникам незамедлительно реагировать на вандализм, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нанесение граффити, несанкционированные продажи сигарет и прочие правонарушения.
Статистика говорила сама за себя: в период с 1993 по 1998 г. уровень убийств в мегаполисе снизился на 70 %, а количество ограблений уменьшилось на 60 %.
Если рассматривать в перспективе, то, например, в 1993 году в Нью-Йорке было совершено 26 убийств на 100 000 человек, а в 2015 году эта цифра снизилась до 4.
Автор теории разбитых окон Джордж Келлинг в одной из своих публикаций писал, что пристальное внимание мэра и полиции к мелким правонарушениям помогло предотвратить более 60 000 преступлений.
Рудольф Джулиани пробыл на посту мэра 2 срока и покинул должность в 2001 году. Его преемник Майкл Блумберг продолжил похожую политику нетерпимости к правонарушениям. Появилась практика «останови и обыщи»: полицейские могли остановить и допросить прохожих о наличии у них оружия или запрещенных веществ.
Эксперименты с уличным беспорядком
В 2008 году группа нидерландских ученых во главе с Кесом Кейзером провела эксперименты, чтобы изучить влияние видимого беспорядка на число совершаемых правонарушений.
📍На рулях припаркованных у магазина велосипедов разместили листовки спортивных товаров (77 штук). Суть в том, что урны для мусора рядом не было, и человек мог совершить мелкий проступок: бросить флаер на землю, либо повесить его на соседний велосипед. А мог повести себя правильно и довезти буклет до ближайшей мусорки.
Был еще один нюанс: стена у парковки велосипедов в одном случае была чистая, а в другом - раскрашена граффити.
Так вот, возле чистой стены лишь 25 велосипедистов (32 %) нарушили правила и оставили после себя мусор. А когда исследователи специально закрасили стену ужасным рисунком, то уже 53 человека (70%) повели себя некультурно.
Получается, что игнорирование запрета наносить граффити на стены оказалось стимулом, подстрекающим людей нарушать другое общественное правило — не мусорить на улицах.
📍Во втором эксперименте ученые забаррикадировали основной вход на стоянку автомобилей. Но оставили широкий проход, написав: «Вход воспрещён, обход в 200 м справа», а также, что здесь запрещено пристёгивать велосипеды.
В первом случае ученые намеренно нарушили запрет и пристегнули 4 велосипеда, тем самым побуждая и других нарушать правила. В такой ситуации 82% автовладельцев пролезли в дыру в заборе.
А в случае, когда окружающими правила были соблюдены (ученые не пристегивали велосипеды), лишь 27% автовладельцев проигнорировали запрет.
📍Еще был эксперимент с чистым и изрисованным почтовым ящиком, из которого торчала купюра 5 евро. В ситуации, когда почтовый ящик был чистый и вокруг него не было мусора, лишь 13% прохожих (из 71) украли чужой конверт.
Изрисованный ящик побудил четверть из 60 прохожих присвоить конверт, а рассыпанный вокруг ящика мусор спровоцировал 25% людей взять чужое имущество (из 72 человек)
Опыты показали, что люди в 2-3 раза чаще мусорили, пренебрегали запретами и воровали, когда видели, что до них уже кто-то нарушил правила.
Опровержения теории
Специалист по праву Бернард Харкорт утверждал, что нет особых заслуг Джулиани и Брэттона в снижении уровня преступности в Нью‑Йорке. Профессор считал, что благодаря уменьшению уровня безработицы, решению проблем с наркотиками удалось улучшить криминогенную ситуации во всех Соединённых Штатах.
Он апеллировал тем, что даже штаты, погрязшие в коррупционных скандалах полиции, смогли побороть высокий уровень преступности.
А еще не стоит недооценивать реформы органов правопорядка в 1990-х годах. Тогда стражи порядка получили первые компьютеры, что позволило быстрее анализировать информацию и ловить нарушителей закона. Несомненно, новые технологии значительно повлияли на статистику раскрываемости криминальных дел.
Криминолог Ральф Тейлор считал, что социально-экономический подъем США в большей степени повлиял на общество, чем нетерпимость полицейских к мелким преступлениям.
В 2014-2015 годах Нью-Йорк погряз в массовых протестах против полицейского насилия. Жители города считали, что властям нужно завершить агрессивную политику против мелких правонарушений. Власти согласились с обществом, ослабив чрезмерный полицейский контроль.
Результат был неожиданный: за 2 последующих года число насильственных действий, ограблений и убийств уменьшилось на 3-6%.
Автор исследования Кристофер Салливан писал, что нулевая терпимость к мелким правонарушениям усугубляет социальное неравенство и дестабилизирует общество.
❓ А как вы относитесь к теории разбитых окон? Считаете, что окружающая обстановка провоцирует на совершение правонарушений? Или дело в каждом конкретном человеке?
📌Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на канал!