Культ семи божеств удачи оформился в Японии XVI-XVII вв. на основе сложного переплетения древних местных поверий, китайских верований и буддизма. Начиная с XVII в. семь богов удачи или "ситифукудзин" стали официально рассматривать как олицетворение семи добродетелей (в соответствии с конфуцианским учением). Дайкоку олицетворял удачливость, Эбису – искренность, Бэнтэн – дружелюбие, Бисямонтэн – достоинство, Дзюродзин – долголетие, Хотэй – великодушие, Фукурокудзю – популярность.
Самые популярные из "ситифукудзин" – Дайкоку и Эбису. У Дайкоку широкая добродушная физиономия, излучающая довольство и радость, большой живот. Оттого, что он низкого роста, его фигура кажется почти квадратной. Он одет в одежду, напоминающую одеяние хэйанских аристократов – "каригину" – с капюшоном. В одной руке у него золотая "колотушка удачи", символ денежного богатства, молоток, исполняющий желания, другой он поддерживает переброшенный за плечо мешок с рисом. Обыкновенно Дайкоку стоит на соломенных мешках, в которых еще полвека назад крестьяне держали рис. Мешки в данном случае – символ богатого урожая.
Эбису изображают в виде бородатого человека в заломленной на бок шапкой "эбоси", которую носили мужчины в эпоху Хэйан, с большой рыбой (символ успеха в различных предприятиях) под мышкой и удочкой на плече. Главные его почитатели – рыбаки и торговцы.
Наибольшей популярностью Дайкоку и Эбису пользовались среди торговцев и лавочников. Не случайно расцвет их культа приходится на позднее средневековье, характеризующееся усилением роли и ростом влияния третьего сословия. И в наши дни изображения Дайкоку и Эбису можно обнаружить во многих домах мелких торговцев и лавочников. В прошлом был распространен обычай носить при себе миниатюрные золотые фигурки Дайкоку в качестве талисмана, обеспечивающего богатство и процветание.
Хотэй – один из смертных, толстопузый и длинноухий бог удачи. Этот образ заимствован с портрета некогда знаменитого китайца, чаньского нищенствующего монаха, ставшего реинкарнацией бодхисаттвы Майтрея. Хотэй изображается в виде старика с большим животом, с мешком, в который он складывает подаваемые ему предметы быта (его имя происходит от слова «мешок»), в руках у него посох. Он умеет предсказывать погоду и судьбу.
Фукурокудзю – лысый высоколобый и седобородый низкорослый старец, олицетворение трех целей, которые так стремились достичь даосы: счастье, богатство и знатность, и долголетие – которые передают три иероглифа его имени. Он опирается на посох, обвитый списками сутр, его часто сопровождают журавли. Он также считается живым воплощением Южной полярной звезды (альфы из созвездия Южного креста). Иногда его образ сливается с образом Дзюродзина.
Дзюродзин – еще один смертный (прообразом его был китайский мудрец, живший в 11 веке), высоколобый старец с белой длинной бородой, опирающийся на посох, к которому прикреплены свиток и веер. Дзюродзин обладает способностью наделять долголетием. Его обычно сопровождают олень или журавль – существа, известные на Востоке как символы долголетия. Иногда его образ сливается с образом Фукурокудзю.
Бисямонтэн (или Тамонтэн) – бог войны, страж Севера у подножия горы Шумер, которая возвышается в самом центре мира, вокруг которой ходят солнце и луна и во дворце на вершине которой обитает Индра, являющийся защитником буддийского вероучения. Его имя на санскрите – Вайшравана – означает «много слышавший». Изображается в виде могучего разгневанного воина с алебардой в правой руке и миниатюрной моделью пагоды в левой руке. Одет в латы и железный шлем. Он может принести богатство и удачу.
Бэнтэн (или Бэндзайтэн) – единственная женщина, чьим прообразом считают индуистскую богиню мудрости и знания Сарасвати. Богиня мудрости, удачи, счастья, богатства и покровительница искусств: музыки, красноречия, литературы. Изображается в виде девушки с короной из драгоценных камней на голове и 4-струнной японской лютней "бива" в руках. Имя ее стало в Японии нарицательным: так часто называют красивых женщин.
О популярности семи богов удачи свидетельствует тот факт, что они получили чрезвычайно широкое отображение буквально во всех видах изобразительного искусства: живописи, деревянной и каменной скульптуре "нэцкэ", декоративном искусстве и т. п. Они фигурируют в многочисленных народных рассказах, преданиях, притчах.
Считается, что каждый год 31 декабря корабль "такара-бунэ" с семью богами счастья подходит к берегам Японии, чтобы принести ее жителям удачу. "Такара-бунэ" (宝船, букв. «корабль сокровищ») – корабль, груженый мешками риса, кораллами, золотыми монетами, драгоценностями, с восседающими на палубе семью богами удачи.
До сих пор сохранился обычай класть рисунок с изображением "такара-бунэ" под подушку в ночь на 3 января. Считается, что это поможет увидеть счастливый сон, который принесет удачу в делах и процветание в течение всего предстоящего года. Особенно этот обычай распространен среди детей.