На вопрос о том, когда начинается профессиональное становление психолога, многие, наверное, ответят, что только в реальной работе можно по-настоящему начинать осваивать эту специальность. Но все психологи-практики были когда-то студентами. И многие из них (как и автор) ещё в ВУЗе построили свою умозрительную модель профессиональной деятельности. Причём, даже в рамках одного факультета эти модели могут сильно отличаться друг от друга. Как правило, эти отличия не только концептуального характера. Конечно, некоторые уже со студенческой скамьи "сдвинулись" на Фрейде и стали поклонниками психоанализа, кто-то увлёкся нейро-лингвистическим программированием, а кто-то стал бихевиористом или гештальтистом, играющим в «здесь и теперь» и разговаривающим с «пустым стулом». Но это ещё не все отличия. Часто модели отличаются по процентному соотношению (не говоря уже о качественном содержании) в них психодиагностики, консультирования и психокоррекции. Уверен, что моя модель оставляла желать лучшего. Но, как потом выяснилось, главное, чтобы автор любой модели не оставлял желания её усовершенствовать.
Первый же клиент проверяет вашу модель на прочность, зрелость и эффективность. И если к этому моменту у вас нет никакой модели - вы в панике, как будто вы тонете в открытом море. Но если же она есть, но "дала течь", вы всего лишь начинаете немного беспокоиться. Вы продолжаете держаться за неё, делаете спокойно-уверенное лицо и "выравниваете курс", читая дополнительную литературу и общаясь с "мудрецами". Это бесспорно полезно, и вы немного усовершенствуете свою модель. Но после нескольких пробоин побольше вы уже начинаете держаться за мебель, потому что она не тонет, и думаете, как бы её приспособить для того, чтобы подлатать дыры в вашей давшей изрядный крен профессиональной модели. И ещё вы начинаете лихорадочно шарить глазами по поверхности "психологического моря" в поисках другого подходящего "плавучего средства". А если учесть, что все события происходят в "водах", завоеванных экстрасенсами, психотерапевтами и психиатрами, не удивительно, что вы можете натолкнуться на большой белый корабль под названием "Психиатрия". Ещё не зная, что на этом корабле вам нет места, вы можете захотеть проплыть часть своего пути на нём или хотя бы на привязанной к нему маленькой шлюпке.
Одновременно с тем, как вы начинаете примерять на себя клиническую модель, изменяется ваш "профессиональный жаргон". Клиента вы теперь называете пациентом (или больным), а для его проблем у вас удачным образом всегда находятся нозологические названия. Вы уже меньше фрустрируете на работе, вас вполне устраивает "плыть за чужим кораблем". Ведь всё стало как-то ясней и конкретней. Пришёл пациент. После предварительной беседы и ознакомления с его состоянием вы проводите необходимую диагностику и ставите пациенту диагноз. С этого момента он уже - больной, но "лечить" вы будете не его, а его диагноз. Слава Богу, для множества возможных психологических проблем ещё не придумали названий (диагнозов). Эти названия невольно стали бы отдалять психолога от его клиента, сделав его проблемы абстрактными.
К сожалению, пока ещё недостаточно в "психологических водах" других красивых и устойчивых "кораблей", к которым мог бы "пристать" молодой специалист. И поэтому, если вам оказалась "не по размеру" медицинская модель, вы продолжаете своё "одиночное плавание" в поисках "тихой гавани". Вы осваиваете компьютер, читаете классиков, посещаете различные семинары и пробуете делить своих клиентов на три части: на "внешнюю", "внутреннюю" и "среднюю"; на "Ид", "Эго", "Супер-Эго"; на "Родителя", "Взрослого" и "Ребенка" или только на "Клиента", "Пользователя" и "Заказчика". Вы чувствуете, как расширился ваш психологический кругозор, но вам по-прежнему чего-то не хватает, чего-то, без чего вы не можете чувствовать себя уверенно в работе с клиентами. И если у вас развита рефлексия, и вы замечаете, что ваш клиент тоже как-то неуютно себя чувствует на сеансах, то это верное указание на то, что вам обоим не хватает так называемого раппорта.
Я сознательно не привожу определение этого явления, дабы не сделать его слишком теоретическим и хочу уделить больше внимания не тому, что оно означает, а тому, что необходимо для его установления. Скажу лишь, что раппорт — это такая связь между психологом и его клиентом, без которой невозможно получить необходимую информацию об этом клиенте и оказать ему эффективную психологическую помощь. Здесь важно подчеркнуть, что психодиагностика не может заменить эту связь, как ничто не может заменить доверительного человеческого общения, построенного на взаимном принятии и уважении. Речь не идёт о том, что диагностика вовсе не нужна. Это было бы очередной крайностью. Просто нужно определить её роль, место и время для каждого отдельного случая. И легче это будет сделать осознав, что человеку помогает не психодиагностика, не консультация и не психокоррекция. Всё это лишь названия процедур или видов деятельности. Реально помочь может только уверенный, продуманный, основанный на опыте (своём и других) и знании методологии целостный подход к каждому конкретному человеку. Такой подход можно выработать только при установлении необходимых отношений с клиентом, которые и называют раппортом.
Как же наладить эти отношения и установить раппорт? Вы можете освоить приемы так называемого пейсинга, и это будет вне всякого сомнения полезно для вашей работы. Но это опять-таки экстенсивный путь. Мы и так уже достаточно вооружились методиками и технологиями. В самое время подумать об интенсивных преобразованиях нашей профессиональной модели (а лучше подумать об этом ещё до начала практической деятельности). Из предисловия к этой статье видно, что подразумевается под интенсивными изменениями. Да, именно работу над собственной личностью психолога, его индивидуальными особенностями. Возможно, и не понадобится ничего изменять, но знать, как эти особенности проявляются в работе, как их лучше использовать для установления раппорта, никому не помешает.
Каждый психолог, работающий с людьми, сам прежде всего человек. И как любой человек имеет характер и темперамент, идеалы и убеждения, свои ценности и привычки, мечты, надежды, семью и домашних животных, а стало быть, и свои проблемы. Он такой же, как и его клиенты, только у него специальное образование. Он не умней, чем они (а если и умней, то лучше, чтобы клиенты не обращали на это внимания), не находчивей, не решительней и не раскованней. Может чуточку спокойней на вид, но главное – он понимает людей и знает, что делать с их проблемами, причём, тоже на вид. Итак, первое условие для успешного раппорта – соответствующий внешний вид. Клиент хочет видеть в психологе уверенного в себе и своих действиях, понимающего и неглупого человека. Если вы сверхпроницательны и эрудированны, всё улавливаете на лету и знаете, что делать – это прекрасно. Но клиент может вам не поверить, если ваш внешний вид будет говорить о другом. Это ещё один аспект профессиональной рефлексии.
Ну вот мы приняли "мудрую" позу, сделали "нужное" лицо, что же дальше? А дальше надо постараться не заснуть и не пропустить самое "интересное" в рассказе клиента. Иногда (чтобы не заснуть) нас порывает перебить собеседника, задать ему "очень важный" вопрос или просто сменить тему. Умение правильно слушать – это вторая составляющая успеха не только раппорта, но и любой коммуникации. Причём желательно слушать не только то, о чём говорит клиент, но и то, как он это говорит. Также "правильно слушать" означает для психолога управлять процессом общения, задавать нужные и своевременные вопросы, показывать, что он понимает клиента и облегчать ему процесс вербализации его переживаний. К тому же, прежде чем психолог начнёт слушать, клиент должен начать что-то говорить. И будет иллюзией считать, что клиент всегда знает, о чём говорить и с чего начинать. Порой он даже не знает, в чём его проблема.
Третье полезное качество практического психолога – наблюдательность, т.е. способность отслеживать малейшие реакции клиента, в том числе и реакции на действия психолога. Это также один из аспектов профессиональной рефлексии. Кроме того, эти реакции могут быть достаточно информативными как для создания психологического портрета клиента и определения возможных причин его затруднений, так и для выбора методов работы с этим клиентом. Психологическая наблюдательность – это нечто большее, нежели просто внимательность и сосредоточенность. Очень важным является то, на что именно (кроме содержания разговора) направить это внимание. Объём одной статьи не позволяет дать развернутый анализ возможных невербальных реакций клиента, но при желании их можно начать изучать самостоятельно прямо с завтрашнего утра. Результатом этой работы могут быть хороший, надежный раппорт и немного большая уверенность в своих действиях.
И последнее, о чём хотелось бы упомянуть в этой статье – это то, что обычно называют толерантностью. Но мне предпочтительнее название "невовлечённость", хотя главное, конечно, не название, а неоценимая польза от этой "особенности профессиональной работы". Представьте такую ситуацию. Вы уже довольно давно работаете с клиентом. Он доверяет вам и охотно рассказывает о своих проблемах и невзгодах, ведь ему становится немного легче, когда он выговорится. Его речь полна эпитетов, и он старается не упустить ни одной детали, чтобы вы могли лучше его понять, "влезть в его шкуру" и проникнуться чувством глубокого сопереживания. Он часто говорит вам, что никто не понимает его так, как вы. И вам приятно это слышать, от чего вы начинаете слушать его ещё более проникновенно. Вы очень хотите оправдать его доверие и быстрей помочь ему. Он ведь и так уже долго страдает. Поэтому вы начинаете торопиться, но замечаете вдруг, что вам всё сложней становится управлять ходом разговора. Вы очень тщательно и подолгу подбираете слова, потому что опасаетесь ненароком ранить этого несчастного человека. Порой вы даже не знаете, что сказать, вам просто жаль его. Что поделаешь, вы уже вовлечены. Возможно, вы всё-таки сумеете помочь вашему клиенту, но это не пройдёт бесследно для вашей нервной и сердечно-сосудистой систем. Позаботьтесь заранее о вашем душевном равновесии и постарайтесь быть толерантным. В таком состоянии вы принесёте больше пользы своим клиентам. Это не означает, что нужно быть равнодушным и чёрствым. Ваша невовлечённость – это ваша объективность, способность оценивать эффективность ваших действий и это необходимое условия для продолжения вашей карьеры практического психолога.
В заключение к описанным особенностям личности психолога, которые могут повысить эффективность его работы, хочется добавить ряд качеств, без которых (по мнению автора) все остальные теряют смысл. Это – честность, ответственность и человеколюбие в самом широком смысле этих всем знакомых слов.
Донецк 1999г.
Автор: Андрей Водяной
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru