Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Мад (2012, США, драма / приключенческий / криминальный): Западный фильм, снятый в стиле советского детского кино

Абсолютно необычное явление – новый фильм независимого режиссера Джеффа Николса, который мне запомнился по эсхатологической картине "Убежище".

В СССР книги и фильмы, подобные "Маду" (по форме), были поставлены на поток. Советские писатели и сценаристы превосходно научились впаивать пропаганду в детское кино, основным (и почти единственным) жанром которого является приключенческий фильм.

"Кортик", "Бронзовая птица", "Макар-следопыт", "Старая крепость", "Р.В.С" и еще пара десятков названий – настоящая классика, "золотая библиотека детской литературы" и "золотой фильмофонд".

Юные герои этих произведений, выходцы из бедных семей, помогают коммунистам, новой власти, которая либо уже установилась, однако терпит обиду со стороны несознательных реакционных элементов, либо еще только грядет, а потому вынуждена хорониться среди бесприютных руин заброшенных крепостей или там в каком-нибудь лесу. Дети помогают коммунистам, потому что на стороне коммунистов правда. Такая правда, которую нельзя скрыть. Правда сияет слишком ярко. Точно так же ярко сияет каждый человек, носящий в кармане партбилет. Вокруг его головы образуется золотой венец.

Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Юный центральный персонаж советских героико-революционных фильмов, завидев такого человека, сразу отбрасывает все сомнения, которые прежде, возможно, и посещали его сознание под влиянием внешних сил.

Юный герой начинает бестрепетно служить святому человеку, и теперь уже ничто не способно своротить его с намеченного пути (пример: повесть Гайдара "Школа").

Этот шаблон, который применялся повсеместно, сильно снижает качество литературы. Герои становятся довольно плоские и тривиальные. Причем, это касается как детей (главных героев), так и взрослых, перед которыми дети преклоняются. Лишь какое-то психологическое разнообразие может наблюдаться среди второстепенных персонажей, по социальному происхождению принадлежащих к разночинцам.

Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Неожиданно Джефф Николс снял фильм в духе советских героико-революционных лент для детей, тогда как сам этот жанр был безвозвратно утерян на своей исторической родине в виду неактуальности прежних целей и неспособности обнаружить цели новые. Наверное, Николс и не подозревал, что за окияном существовал целый сегмент кинопроизводства, выделившийся в особый жанр – героико-революционное детское кино. То есть, он изобрел велосипед (так же, как Маркони – радио). Зато у велосипеда Николса сразу был презентабельный внешний вид и отлично крутились колеса, поскольку за плечами режиссера стояла как-никак голливудская школа.

Что общего у фильма Николса, который при создании картины ориентировался на "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена, с целым сонмом литературных и кинематографических шедевров для советских детей, которые, впрочем, с неменьшим удовольствием читали и Марка Твена?

Первое, и это очевидно, приключения. Второе: структура повествования. Третье: четкость цели, которую преследует юный главный герой. Четвертое: юный герой, который очертя голову доверяется идее.

На съемках фильма "Мад" (2012)
На съемках фильма "Мад" (2012)

Эллис, юный герой фильма "Мад", живет на берегу полноводной Миссисипи. Его семья довольно бедна, поэтому Эллису приходится усердно трудиться, помогая своему отцу-рыбаку. Эллиса вполне устраивает такая жизнь. Он любит реку, однако мать намеревается перебраться в город, отчего в семье — по ряду причин — создается напряженная обстановка.

Основная история начинается с того, что Эллис и его приятель-одногодка Некбоун отправляются на моторке на островок, куда, как им известно, наводнение занесло шикарный катер. И действительно, катер – там, он застрял в кроне дерева, являя собой отчетливую аллюзию на почти мистический финал "Агирре – гнев божий". На этом островке, который также является ссылкой на островок из "Приключений Тома Сойера" (куда юные герои повести сбегают от слишком требовательного к ним взрослого мира), помимо катера они обнаруживают человеческие следы. А вскоре обнаруживается и робинзон – некто Мад (Мэттью МакКонахи), бродяга с пистолетом, заткнутым за пояс.

Мад кантуется на острове, чтобы дождаться встречи с девушкой, которую любит. Она должна вот-вот приехать в город. Он просит пацанов о помощи: ему нужно починить катер, чтобы уплыть со своей девушкой далеко-далеко. Взамен он обещает отдать пистолет.

Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Некбоун относится к Маду с нескрываемым подозрением, но Эллис ослеплен, подобно героям советских героико-революционных фильмов. Родившийся на берегу реки, романтический и простой, как сама природа, окружающая его, Эллис потрясен историей Мада, который со школы любит эту девушку, невзирая на то, что она прибегает к нему лишь тогда, когда не сложится очередной ее брак или роман. Последний брак был особенно неудачным, – она вышла за гангстера. Защищая Юнипер, Мад убивает ее мужа, и теперь его преследуют гангстеры, а также полицейские, которых гангстеры мотивируют баблом. Мад знает, что гангстеры следят за Юнипер, используя ее в качестве наживки, и Эллис моментально предлагает Маду свою помощь в качестве связного…

Иначе говоря, события развиваются канонически, но ценности другие - лирические. Юный герой, простой пацан, рискует жизнью не ради торжества революции, а ради торжества любви, поскольку считает любовь величайшим чувством на Земле. Это обстоятельство делает фильм универсальным.

В наших детских фильмах на протяжении всего рассказа герой не меняется: Макар-следопыт всегда будет на стороне красных; командир красноармейцев всегда будет суров, но справедлив; меняются только локации и численность войск противника. Расстановка приоритетов, формирование убеждений происходит в самом начале, когда юный герой по той или иной причине принимает решение стать "красным" и пытается завоевать доверие коммунистов.

Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Однако Николс в своем фильме находит место для конфликтов. Сюжет картины развивается динамично. Естественно, что самым страшным для Эллиса было бы, если бы Мад предал свою любовь. И неважно, по какой причине он это сделает. Пусть из страха за свою жизнь, а пусть из-за внезапного прозрения. В конце концов, в одной из сюжетных линий фильма Эллис сам испытает жуткое разочарование в девчонке, которую он защищал и которая явно демонстрировала ему свою симпатию. Если Мад предаст свою любовь, то это будет означать тотальный крах: вера Эллиса в человечество окончательно будет разрушена. И будьте уверены, что все события фильма развиваются именно в этом направлении, чтобы обеспечить чрезвычайно эмоциональную развязку.

Джефф Николс написал прекрасный сценарий и снял занятное кино. На мой взгляд, Николс – один из самых интересных новых американских режиссеров, со своим стилем и умением рассказывать истории.

Ну, а "Мад", как по мне, лучший фильм, попавший к нам в 2013 году.

Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер и автор сценария: Джефф Николс
Оператор: Адам Стоун,
Композитор: Дэвид Уинго.

В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Тай Шеридан.
В ролях: Сэм Шепард, Риз Уизерспун, Джейкоб Лофленд, Рэй МакКиннон, Сара Полсон.

Интересные факты о фильме:

  • Перед съемками Джефф Николс говорил, что его фильм — это как если бы Сэм Пекинпа экранизировал рассказ Марка Твена. Том Блэнкешипп — имя прототипа Гекльберри Финна (в реальной жизни Блэкеншипп стал, когда вырос, судьей). Эту роль Николс специально написал для Сэма Шепарда.
  • Николс очень хотел снять в фильме Майкла Шеннона, но тот был занят на съемках "Человека из стали".
  • Николс придумал концепцию "Мада" в 1990 году.
  • Съемки продолжались 8 недель.
Кадр из фильма "Мад" (2012)
Кадр из фильма "Мад" (2012)

Читайте также на моем канале:

Совсем пропащий (1973, СССР, трагикомедия / экранизация М. Твена): Приключения Гекльберри Финна
Владимир Гордеев31 августа 2023