Всем с детства знакома сказка Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”. Но задумывались ли вы, откуда эта чёрная курица, собственно, взялась? Как она связана с подземным миром, почему вдруг превращается в министра и сражается с рыцарями? В сегодняшней статье разбираемся, откуда Погорельский взял образы и сюжетные мотивы для своей повести.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Немного истории
Антоний Погорельский — не настоящая фамилия автора. Это псевдоним Алексея Перовского, внебрачного сына графа А. К. Разумовского. Алексей воспитывался при отце, а затем закончил Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук.
К 1829 году, когда выходит в печать сказочная повесть Погорельского, в его жизни произошло уже немало событий: государственная служба, интерес к масонству, война 1812 года и путешествие за границу. Всё это остаётся в прошлом, и на тот момент Погорельский — мирный обитатель поместья Погорельцы (отсюда и псевдоним), где живёт вместе с сестрой и племянником Алёшей, для которого и сочиняет сказку.
До этого из-под пера Погорельского уже вышел сборник фантастических повестей “Двойник, или Мои вечера в Малороссии”. Однако в отличие от “Двойника”, вызвавшего в основном негативную реакцию критики (русская литература тогда ещё не привыкла к фантастике и не поняла, зачем этого так много у Погорельского), сказочная повесть получила много положительных отзывов и стала чуть ли не первым произведением в русской литературе, написанным специально для детей.
Что откуда взялось?
А теперь посмотрим, откуда Погорельский взял сказочные образы для своей повести.
Начнём с того, что на него сильно повлиял Гофман. Погорельский много читал его, восхищался им, а, может быть, даже виделся лично в Дрездене. Поэтому фантастический мир его сказки устроен так же, как у немецкого романтика.
Вот есть мальчик Алёша, который учится в пансионе. Совершенно обычный пансион, реально существующий, даже указана улица в Петербурге, на которой он расположен. Есть учителя, директор, другие дети — пока ничего необычного. Но в подвале этого пансиона находится подземный мир, где живут маленькие человечки. А чёрная курица во дворе вдруг оказывается ни больше, ни меньше как министром в этом подземном мире (хотя, казалось бы, ничто не предвещало).
Так же и у Гофмана, например, в “Золотом горшке”: есть обыкновенный студент Ансельм, живущий в городе Дрездене, время, место действия, персонажи — абсолютно реалистичные. А потом обнаруживается, что всё вокруг не так просто, как кажется: старуха-торговка — колдунья, архивариус Линдгорст — волшебник, а зелёная змейка — и вовсе прекрасная девушка Серпентина, дочь Линдгорста. Такая вот у обоих авторов двоящаяся реальность.
Подземный мир и его жители
А что же представляет собой сам подземный мир? Любая фантастика в литературе не обходится без влияния фольклора и мифов. Не обошлось и здесь.
С одной стороны, подземный мир — это загробный мир. Ведь правда, в разных мифологиях царство мёртвых обычно находится под землёй. А посещение живым человеком загробного мира — вообще распространённый приём: можно вспомнить Одиссея или Данте, у которого, к тому же, тоже есть проводник из мира мертвых — Вергилий. Так же Алёша спускается в подземный мир вместе с Чернушкой (о том, кто она такая, ещё порассуждаем ниже).
С другой стороны, подземный мир — это как Тридевятое царство в народных сказках. Фольклористы, Пропп, например, давно уже разработали гипотезу, что все эти Триде- царства, куда держит путь герой, на самом деле замещают собой в сказках мифологический загробный мир. А Баба Яга, которая допрашивает героя — страж на границе двух миров.
И у Погорельского есть персонажи, которые очень похожи на Бабу Ягу: это старухи-голландки, которые живут в одной из комнат при пансионе. Они вроде бы и люди из реального мира, но в то же время — охраняют вход в мир подземный: если их разбудить, они разбудят рыцарей, и дальше уже не пройдёшь. А если вспомнить о том, как описаны старушки (они неподвижно, “будто восковые”, лежат в кроватях “с белыми кисейными занавесками”, напоминая мёртвых в гробу), то сходство получается ещё сильнее.
Но на подземный мир можно посмотреть и с третьего ракурса. Помните, как у Джонатана Свифта Гулливер попадает к лилипутам, великанам и т. д. И каждый раз обязательно есть момент, когда местные жители рассказывают герою об устройстве своего мира, а он удивляется / восхищается или, наоборот, испытывает отвращение / непонимание. Этот приём часто используется в утопиях и антиутопиях XVI–XVIII веков, начиная с “Утопии” Томаса Мора.
То же самое есть и у Погорельского: человечки показывают Алёше свою страну, а ему кажутся странными и забавными маленькие крысы и хорьки, лошади-палки, дорожки, усыпанные драгоценными камнями. Кстати, так же, как подземные жители не ценят драгоценные камни, у Томаса Мора жители Утопии совершенно не ценят золото и серебро.
Правда, в отличие от миров Свифта и Мора, подземная страна Погорельского — ни утопия, ни антоутопия, а, скорее, “забавное” подобие реальности глазами ребёнка: маленькие человечки так же занимают важные должности, ездят на охоту и решают государственные вопросы.
К слову, о самих человечках: им тоже можно найти фольклорные прототипы. Небольшого роста, живут в пещерах под землёй… Да, вы правы, это гномы. Конечно, полную аналогию провести нельзя, однако намёк на это есть в самой повести: эпизод, когда Алёша, думая о том, кем может быть подземный народ, вспоминает сказку братьев Гримм про гномов, которые шили башмаки и сапоги для бедного сапожника (в русском переводе она называлась “Домовые”).
Кто такая Чернушка?
И напоследок обратимся к образу Чёрной курицы и попробуем раскрыть её тайну.
Если мы будем искать образ курицы в фольклоре, то сначала, конечно, вспомним курочку Рябу. Однако найти что-то общее между ней и Чернушкой довольно сложно. Зато в мифах находим очень схожий образ, правда, не курицы, а чёрного петуха.
И вот чем они похожи:
Во-первых, петух в мифологии пробуждает утром солнце и поэтому часто ассоциируется со светом. А у нашей Чернушки в буквальном смысле светятся глаза: из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, ни больше, ни меньше. Именно ими она и освещает путь, когда ведёт Алёшу в подземный мир.
Но солнце, свет — это всё признаки красного петуха. А вот чёрный петух часто оказывается … барабанная дробь… связан со смертью и миром мёртвых! Прямо как Чернушка. Так что здесь у Погорельского стопроцентное попадание в мифологию.
Во-вторых, петух может быть оборотнем. Например, в двух народных сказках, записанных Афанасьевым, злой колдун преследует своего ученика и оборачивается петухом. Опять-таки как Чернушка. Она ведь тоже у нас изначально министр, а курица — это только её временная оболочка.
Ну и, наконец, петух — воинственная птица. Не зря его часто изображали на гербах. И Чернушка тоже проявляет свою воинственную сущность, когда защищает Алёшу и борется с рыцарями.
Собственно, остаётся только один вопрос: почему при всём этом она не петух, а именно курица? Из-за этого получается, что наш министр, превращаясь в птицу, меняет пол. Тут однозначно ответить сложно. У автора этой статьи нет однозначного ответа. Разве что таким образом Погорельский снова подчёркивает, какой это противоречивый персонаж: в нём и человек, и курица, и свет, и смерть, и мужское, и женское.
А что думаете вы? Напишите об этом в комментариях!
Автор статьи: Мария Тихомирова
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊