Есть в истории такие творческие люди, которые получили признание уже после смерти, неожиданно став классиками искусства. А есть и те, кто получил широкую огласку ещё при жизни, постоянно вызывая споры и обсуждения по поводу своей деятельности. К последним мы и можем отнести неординарного Марселя Дюшана, поставившего под сомнение вопрос о том, что же всё-таки стоит считать искусством. Именно об этом человеке с революционными для своего времени взглядами и пойдёт речь.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Немного о его биографии
В семье будущего художника по имени Анри Робер Марсель Дюшан помимо него самого было ещё шестеро детей (один умер во младенчестве). Любовь к искусству им прививалась с раннего детства — дедушка по материнской линии был художником-графиком, так что дом семейства невозможно было представить без его работ. Отец же был простым нотариусом, но при этом, тем не менее, давал детям полную свободу выбора будущей профессии. В итоге, помимо самого Марселя, художниками стали ещё два его старших брата и сестра.
Во время обучения в лицее Дюшан особенно преуспевал в математике, параллельно занимаясь и рисованием, которым увлёкся в четырнадцатилетнем возрасте. Первым опытом юноши в живописи стало изображение местных пейзажей в импрессионистской манере. В 1904 году Марсель переехал в Париж, где какое-то время обучался в Академии Жюлиана, но вскоре оставил занятия, попусту ему наскучившие. В тот период он особенно часто и заметно перенимал приёмы знаменитых П. Сезанна и А. Матисса, поэтому его ранние работы не отличались самостоятельностью. В зрелом возрасте Дюшан переехал в Америку.
Другой важной страстью Дюшана стали шахматы, в которых он совершенствовался на протяжении всей жизни. Он не раз принимал участие в различных международных конкурсах и олимпиадах, выступая за родную Францию, пробовал себя в роли шахматного журналиста и также составлял шахматные задачи. С правилами игры он познакомился в 1918 году в Аргентине, довольно много упражняясь с местными игроками. Позже он даже сам сделал из дерева комплект шахмат, которым играл до конца жизни. Это дело осталось с ним даже после того, как Марсель принял решение отречься от искусства, разочаровавшись в нём.
«Все шахматисты – художники, а все художники – в некотором роде шахматисты. Но шахматы намного чище в своей социальной позиции, нежели искусство, они не так пропитаны коммерцией!» (©️ Марсель Дюшан)
Само же его творчество, о котором я расскажу вам далее, воспринималось неоднозначно не только современниками, но и после его смерти. Тем не менее, его клад в эту сферубыл несомненно значителен, поэтому в 2000 году даже была учреждена Премия Дюшана, посвященная молодым художникам в современном искусстве.
Искусство Дюшана
Итак, чем же Марсель Дюшан так удивил деятелей искусства и его зрителей? Рассмотрим его путь как художника.
Как было упомянуто ранее, первые работы Дюшана отличались явным влиянием других живописцев. Однако за два года обучения в парижской академии он прославился совсем по-другому — студентом он рисовал карикатурные шаржи, полные порой непристойного юмора, но неизменно ироничные и цепляющие.
Академичность старой школы была совершенно чужда Марселю, поэтому он и подражал таким экспериментаторам, как Матисс и Сезанн. Он был сторонником свободы в живописи, а потому шёл наперекор всем классическим правилам перспективы, светотени и анатомии, создавая свои работы с произвольного вида фигурами с помощью ярких мазков. Дюшан стремился к новизне и созданию чего-то неизведанного ранее. Именно благодаря своему необычному видению он впоследствии и оказался тем, кто стоял у истоков таких авангардистских течений, как сюрреализм и дадаизм.
Активные поиски себя в изобразительном искусстве Дюшан совершал в 1910-1920-х годах, когда и были созданы его самые знаменитые произведения — «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912); инсталляция «Новобрачная, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (1915—1923). Художник экспериментировал, изображая человека сразу в нескольких ракурсах или пытаясь выразить явление хронофотографии в одной картине, что выглядело совершенно непонятно и странно для критиков и зрителей. Над “Обнажённой...” не раз потешались даже крупные журналы. Его графические и акварельные произведения также вызывали негативную реакцию, возмутив в том числе и Поля Сезанна, которому подражал Дюшан. При всей постоянной критике он публично заявлял, что не считает себя художником-профессионалом, так что волен делать всё, чего хочет сам.
Что такое “ready-made”?
Со временем Дюшан перестаёт заниматься живописью, выбирая довольно необычный способ шокировать публику. Он практиковал свой новаторский метод ready-made (рус. “готовая вещь”). Марсель брал простой предмет, вроде велосипедного колеса или сушилки для бутылок, и... ничего в нём не менял. Художник лишь подписывал работу и делал это экспонатом выставки. Таким образом, получалось, что любая вещь становилась художественным объектом, стоило лишь добавить подпись и подходящий контекст.
На одну из выставок Общества независимых художников, членом которого был сам Марсель, он анонимно послал работу под названием “Фонтан”, что на деле оказалось обыкновенным перевёрнутым писсуаром, который художник приобрёл в местном магазине сантехники и подписал. Комитет, конечно же, решил не выставлять данное “произведение”, несмотря на то, что работы всех художников, заплативших взнос, должны были быть приняты. Данная ситуация возмутила Дюшана, который считал, что любой предмет на выставке произведений искусства автоматически является искусством, независимо от того, что именно это за вещь. После этого инцидента он покинул комитет, однако приобрёл неведомую ранее популярность. Любое сложное искусство воспринималось зрителем спокойно, в то время как подобное явление неизменно приводило к скандалам, а, следовательно, к ещё большей известности. Дюшан играл вниманием публики, будто просчитывая ходы во время очередной шахматной партии. Он прекрасно знал, что о нём будут говорить и после смерти, так что часто высказывал мнение о том, что большую часть работы делает даже не сам художник, а именно зритель.
Произведения Дюшана были немногочисленными и провокационными. Но помимо вышеперечисленного он также участвовал в съёмках фильмов и вёл активную деятельность в кругах дадаистов: писал статьи, ходил на собрания и встречи. Более того, известно и его тесное сотрудничество с не менее новаторским фотографом Ман Рэем.
В зрелом возрасте Марсель Дюшан всё же отошёл от творчества, сосредоточившись на любимых шахматах и став теоретиком искусства. Но даже поле этого он остался одной из самых влиятельных фигур в искусстве своего времени.
Вот такое экспериментаторство в 20 веке. А что вы думаете по поводу Дюшана? Как вам его творчество? Пишите в комментариях!
Автор статьи: Анна Коробко
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊