В этой публикации сообщение от читателя Алексеич Алексеич:
День добрый. В недавнем чате затронули тему срочников в спецназе, хотел и свой кусочек инфы вбросить. Так случилось, что немало моих друзей, однокашников по аэроклубу и просто хороших знакомых попали в тогдашние части спецназа. Информации тогда о них почти не было, все хотели в ВДВ и надеялись. Ну, а наличие прыжков считалось у нас тогда почти гарантией. Часто так и было, но некоторым из нас повезло еще круче. Расскажу несколько реальных случаев.
Андрей, крепыш, романтик, не гигант-качок, неудачно пытался летом 82 поступить в РВДКУ, следующей весной призвался. Учебка псковская, Печоры, 1071 ОУП СПн( вместо ВДВ). Потом в Кабул, 459 ор спн. Отслужил, жив, говорун, любитель приврать, в свое время рассказал журналюгам несколько баек ( о боях с "черными аистами", чуть лично не грохнул Бен Ладена, ожерелье из ушей душманов, в таком духе). Шалопай в хорошем смысле.Перемешал всё, упоминания о некоторых операциях и командирах реальны, писал о них и С.Козлов в " Спецназе ГРУ".
Димка и Гена. Ушли вместе, тоже через ту же сержантскую учебку в Печорах, годом позже. Но в Афгане попали в 4мсб(668 ооспн, кто не в теме). Служили ровно. Гена крепыш здоровяк, а Димон мелкий был, до 170см не дотягивал, но аэроклуб, спортсмен... Вернулись, Димка снова в клуб, а Гена пошел в КГБ. Скромник, никому не говорил, узнали потом. Служил в одном из региональных управлений Альфы, после раздела страны дотянул до выслуги. Жив, в норме. А вот Димон уже умер в 56 лет, сердце.
Федор служил на Дальнем востоке, в 14бр спн. ,в 84-м с группой бойцов откомандировали в Афган, 334 ооспн, Асадабад. Боевик, не крупный, но любитель единоборств, правильный. После дембеля послужил в милиции, дрессировал пацанов в подростковом клубе, перегорел, ушел. Жив, живет.
Оттуда же попали в 334 отряд и Володя с Виктором, друзья-соседи. Уже после года службы, сержанты. Тут плохо. Помните весну 85, Мараварскую роту? Они были там. Виктор погиб, Володя уцелел ( один из двух выживших). Тяжелая моральная травма, неоднозначное отношение сослуживцев, обвинения родных погибших. Но восстановился, переехал в столицу, наладил жизнь.Пишут о нем разное.
Андрюха, в юности не пересекались, сейчас коллега по работе. Он родом из Узбекистана, мелкий, но заводной, драчливый, на азиата похож. Призвался и попал в Чирчик, рядом с домом. Солдатская учебка, 467 оуп спн. Оттуда в Афган, 154 ооспн. Он помоложе, попал уже на второй половине войны. После дембеля и развала Союза семья перебралась в Россию. Помотала его жизнь, позже повоевал в Чечне по контракту. Нездоров, но все так же заводится и в драку, шебутной.
Ну, и еще несколько мужиков, с которыми подружились уже дома. Они начинали срочную под Алма-Атой, Капчагай, 22 бр спн. Там осенью 81-го собрали 177 ооспн ( т.н.второй мусбат), командир Б. Т. Керимбаев. Несмотря на название, почти все мужики со славянскими рожами. Только офицеров много азиатов было, т.к. бригада в КСАВО нацеливалась на Китай. Хотя и там бойцы были не рэмбы, бригады, и 15 в Чирчике, и 22 в Капчагае, были кадрированные, неполного состава, первые наборы туда были из азиатов со знанием языка и обычаев, не рэксы киношные, потом наряды, стройки и т.п. Но повоевали они очень даже неплохо еще до ввода остальных отрядов. Хотя использовались они часто не по назначению. Ну, это общая беда нашей армии, даже сейчас.
Вот такие бойцы служили и воевали в спецназе, совсем даже не книжно-киношные герои без страха и упрека, а обычные живые люди. Фамилий не называю, нет у меня на это права. Может, не все хотят вспоминать и светиться. Их право. Хотя некоторых, вы, вероятно узнали.
Общались много, часто, врали своим мало. Потом подтянулись в афганские клубы и офицеры, отслужившие в частях. От групперов-старлеев до комбатов. Повезло познакомиться и общаться по делам и с легендарным Борисом Тукенычем Керимбаевым, живой легендой. После 177ооспн он вернулся в Капчагай, дослужился до полковника, замкомбрига 22-й бр. А когда бригада ушла в Афган, остался там командиром учебного полка. В 92-м, после развала, ушел из армии. Карьеру в казахской армии делать не стал, национализм отрицал категорически, до генерала и героя не дотянул, хотя многие его подчиненные его обошли по службе, доросли до ком. аэромобильных войск, до замов и министра обороны. А он был человек невероятно скромный и спокойный, не рвач. К сожалению, умер в 2019. Кстати, он пришел в спецназ после общевойскового училища и службы в пехоте, в разведке.
Как и другая легенда, Халбаев, первый командир 154, первого мусбата. И вообще, многие знакомые офицеры в отрядах, по крайней мере, в первые годы войны приходили из пехоты, танкистов, связи и т.д. И ничего, воевали.
А по поводу промелькнувшей фразы у кого-то из наших об офицерских ротах - все они, и бойцы, и офицеры однозначно говорили, что это байка, в строевых бригадах и полевых частях их не было. Если только какие отдельные засекреченные группы. Но никто из моих знакомых с ними никогда и нигде не пересекался.
Уже позже рассказывал один подпол, что для учений собирали отдельно особую группу из офицеров, но это показуха, исключение из правил. О таком писал Загорцев, не последний человек в спецназе. Почитайте, рекомендую. Вот, как-то. Длинно получилось, извините, старость.