Найти тему
АртиФиш

1. Истоки модернизма и современного искусства

Когда мы говорим об истории искусства, мы часто имеем в виду картину эволюции: были первобытные общества с первобытным искусством, но они развивались шаг за шагом к более высоким уровням культуры, производя лучшее искусство, и теперь мы находимся в высшей точке, наслаждаясь самым лучшим искусством в истории.

Это могло бы быть правдой, если бы все общества были одинаковыми, если бы мы жили в едином монолитном мире. На самом деле мы видим несколько миров с разными культурами, отражающими разные мировоззрения. Эти мировоззрения меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, и эти мировоззрения определяют формы искусства и его назначение.

История искусства фокусируется на предметах, созданных человеком, с преобладающим акцентом на его эстетической визуальной форме, но мы должны признать, что на самом деле, говоря об искусстве древнего Египта или об античном искусстве, мы выпадаем из контекста. Наше восприятие мира сильно отличается от восприятия людей, создавших это искусство, так сказать, мы не являемся целевой аудиторией его послания. Рассматривая искусство прошлых эпох, мы оперируем только реконструкцией, угадывая, как оно могло быть воспринято современниками.

Цели искусства, как и мировоззрения, тоже меняются от эпохи к эпохе. Например, в искусстве Средневековья господство церкви вылилось в религиозное искусство, целью которого было перевод теологии в художественные термины. Так что, если мы хотим понять современное искусство, нам не нужно глубоко погружаться в историю. Лучше сузить поле. Итак, давайте попробуем выяснить, когда чистое творчество и самовыражение стали целью изобразительного искусства.

Как было сказано, современная концепция искусства существует не более 200 лет. Одни искусствоведы относят истоки современного искусства к концу 18 века, другие — к середине 19 века. Так или иначе, в этот период произошел большой сдвиг. Во времена готики художники были просто ремесленниками, служившими церкви и монархам. В 19 веке появилась идея искусства ради искусства. Взгляды и видения художника были высоко оценены, а искусство было поддержано городским средним и высшим классом. Это изменение произошло из-за некоторых условий.

1) Социальные события, такие как революции и расцвет демократии в Америке и Франции, а также промышленная революция, очень сильно повлияли на западную культуру. Мировоззрение в этот период формировалось идеями эпохи Просвещения: светскости, свободы, равенства и прав личности. Я бы также отнес творческую свободу к личным правам.

2) Также изобретение фотографии в 1830-х годах повлияло на изобразительное искусство. Художественные движения в Европе до 19 века были ориентированы на реализм. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение впечатлений и эмоций. Фотографию можно рассматривать как мощный стимул для переосмысления живописи в 19-м и 20-м веках.

3) Люди, товары, идеи и информация могли перемещаться между странами и континентами с невиданной ранее скоростью, что приводило к международным влияниям и обменам в искусстве. Ориентализм, японизм, искусство Океании, Африки и Америки оказали большое влияние на современное искусство.

Современное искусство к концу 19 века вышло за пределы Западной Европы, объединив многие страны и общества в одно интернациональное культурное пространство. К 20 веку важные и влиятельные художники появлялись повсюду по всему миру, география и национальность стали несущественными. Это уникальное явление в истории искусства.

Мировоззрение Просвещения с творческой свободой, изобретение фотографии, которое спровоцировало переосмысление живописи, международные влияния и обмены, стимулированные легкостью общения, были условиями, которые породили современное искусство, каким мы его знаем сегодня. С тех пор было много разных художественных течений, но все они объединяются под одним зонтиком: их объединяет идея чистого творчества и самовыражения как цели художественной деятельности.

Искусство определяет свою ценность по своим правилам, и это великое и драгоценное достижение нашего времени и большая ответственность, но это отдельная тема.