Чувство стыда часто обходят стороной, даже психолог порой избегает прояснить, вызывают ли его слова или действия чувство стыда у клиента. А на самом деле в начале терапии очень много вытесненного стыда.
Стыд нас связывает с комплексом неполноценности. Стыд часто прикрывается другими чувствами, и поэтому выносить его крайне сложно! Вспоминаем, всем знакомые фразы: «сквозь землю хочется провалиться».
А еще…уверена, многие знают, что чувство стыда прикрывается виной, ее чувствовать попроще!
Там где много стыда, то «на помощь» приходит гнев, направленный на себя или на другого человека.
Вчера у нас на программе по самооценке был зум, и мы не могли обойти его стороной.
Подводили итоги с учениками на первой ступени. Делились достижениями и вроде бы все легко и замечательно, но я, как педагог, точно знаю, что частенько кто молчит и не делится, на самом деле возможно испытывают что- то иное, но боятся об этом сказать! Я не беру в расчёт, когда нет возможности подключиться по определённым обстоятельствам.
Как предъявить себя этому миру? Как говорить о своих достижениях? Как справиться со стыдом и виной, если все внимание направлено на достижения других, а сам немедленно обесцениваешься на фоне других.
Я всегда прошу работать в зумах с включенной камерой, знаете почему?
Присутствие с камерой во время встреч помогает присваивать себе право проявляется этапами и делать это на сегодняшнем, существующем уровне. И действительно, когда человек делится своими тревогами и сомнениями, и получает поддержку, то, что еще недавно вызывало дискомфорт начинает растворяться.
Для меня, как для учителя и психолога, очень важно, чтобы в череде достижений и положительных откликов, не упустить того, кто не может себя поддержать, не умеет себя хвалить и замечать достижения и молча привычно себя обесценивает.
Внимание к таким участникам, которые не могут на первый взгляд похвастаться большим прогрессом (на их первый взгляд), очень важно!
Педагог не должен нарциссически привязываться к достижениям учеников, потому что велик соблазн в таком случае избегать тех, кто идет в другом темпе, но при этом не менее системно и качественно.
Да, такой человек в прошлом имел какой-то не тот опыт обучения, сопротивления того времени проявляются, а задача педагога-психолога помочь ему эти модели трансформировать! И сделать это как я люблю, не революционно (скачкообразно), а эволюционно. Поступательно и фундаментально.
И все же похвалюсь! 😍 В процессе обучения на программе - стыда и вины становится меньше; у учеников появляются внутренние ресурсы поступать иначе, по-новому, с бОльшим уважением к себе, смелее и свободнее!
То, что было абсолютно невозможно два месяца назад, сейчас уже делаем! И не сразу может в это поверить! А впереди еще три ступени нашей программы по Самооценке, и я знаю, что системный подход работает❤️
И, я очень радуюсь, что уже совсем скоро у нас начнет обучение новый, 24 поток, и это потрясающий уровень доверия!