Найти тему
Андрей Лякин

Нелирическое отступление про воспитание управленцев

Управленец рождается из способности следовать за своими смыслами

Иначе, если он следует и полагается на встроенную функцию автовычисления смысла, он остается объектом, игрушкой, исполнителем накатанных природой, эволюцией, культурой обществом и родителями, программ.

Высшая сфера развития управленца – это способность противостоять, перетерпевать, «дискомфорт смыслов». Но это не единственный вид дискомфорта. Для гармоничного полноценного развития человека важно уметь справляться, иметь натренированную компетенцию на эффективную качественную результативную и производительную творческую работу в условиях 5 (пяти) видов дискомфорта.

1. Дискомфорт №1 – просто отсутствие комфорта. Важное, часто забываемое и пренебрегаемое «новыми богатыми», правило. Что английская, что русская императорская элита готовили и воспитывали своих подрастающих членов в условиях аскезы. И не потому, что не «смогли себе позволить» - нет, просто учитывали опыт поколений. Воспитание изнеженных утонченных созданий, расцветающих как роза в оранжерее, не способствуют повышению вероятности выживания. И наоборот, способность с легкостью тянуть лямку суровой службы, помогают выживать самим и обеспечивают выживание доверенным социумам.

2. Физический дискомфорт. Все, кто занимался спортом, отлично знают приятный вкус молочной кислоты в организме - когда после нагрузок на следующий день не встать, и болят, кажется, даже сухожилия и мышцы, о существовании которых раньше и не знал. Также отраден для понимания тот факт, что у каждого человека организм начинает сигнализировать об усталости (выделением молочной кислоты) за 70-50-30 процентов от максимального порога. То есть, человек, не привыкший и не способный справляться с физическим дискомфортом, никогда не выйдет на высший пик и планку своей производительности. Современный мир управления, принятия решений и реакции требует отменной физической формы.

3. Когнитивный дискомфорт. Всё об этом виде дискомфорта знают инженеры, ученые и программисты. Это когда каждый божий день бьёшься над решением задач, которых не понимаешь. Когда высокая неопределенность и не хватает знаний. И чувствуешь себя дурак дураком. И так день за днем, и год за годом. При накоплении знаний (и если достаточно долго биться в стену непонимания головой) приходят решения, и одни задачи сменяются другими, еще более сложными. Обычно человек чувствует себя уважительно и достаточно умным для того, чтобы справляться с повседневными задачами. А здесь он пребывает в повседневном дискомфорте и неуважении к себе. Вроде ты и крут, но всегда есть задачи покруче. Только человек, привыкший к когнитивному дискомфорту (от постоянного решения в мозгу нерешаемых сегодня задач), сможет развиваться интеллектуально, и иметь у себя вычислительную когнитивную машинку достаточной изощренности, чтобы справляться со сложностями окружающего мира, и подкреплять амбицию управления адекватной картиной мира.

4. Коммуникационный дискомфорт. Данный вид дискомфорта хорошо описывается фразой:

«Коммуникация – это процесс преодоления отвращения к чужому мнению». Многие не любят вступать в коммуникацию с другими, не любят общаться. Управление же состоит в организации и синхронизации поведения многих и многих людей. Чего невозможно достичь без коммуникации, и что подразумевает огромный объем отвращения (и его преодоления) к другим людям и их мнениям. Право слово, общаться с другими бывает очень и очень неприятно. Умные люди – а речь идёт об управленцах – обычно сами уже всё знают, и вполне довольствуются своей точкой зрения. Необходимость её культурно доносить до других, менее важных (по сравнению с собой любимым), индивидуально подбирая каналы и типы сообщений, форму и виды коммуникации, - для них видится абсолютно излишне затратной. Но к сожалению для них, управлять будут те, кто умеет - и более того, любит, - коммуницировать.

5. И наконец, пятый вид дискомфорта – отсутствие смысла. Он считается одним из самых тяжелых. Более того, все остальные дискомфорты гораздо легче преодолеваются, если человек видит смысл в их преодолении. В явном виде я встречал описание тренировки именно этого типа дискомфорта в каком-то томе Карлоса Кастанеды, где он на протяжении многих часов, стоя у подножия горы, ловил скатываемые учителем камни, стараясь не упустить их из виду. И строил из них сооружение. Которое было разрушено учителем. Тяжелый физический и одновременно изматывающий когнитивный труд не ради чего. Просто так. Дабы воспитать привычку трудиться без смысла. Еще в западной традиции встречал упоминание о подобных бессмысленных упражнениях (например, откапывание и закапывание ям) в концлагерях, где они использовались для ломания духа и психики заключенных. Об этом много написано у Виктора Франкла (в книге «Сказать жизни ДА!»), который прекрасно сформулировал зависимость между смыслом и дискомфортом – «Ты можешь перенести любое ‘как’, если знаешь, ‘зачем’» (*уточнить источник).

Конец нелирического отступления про воспитание управленцев