Пятая забастовка Гильдии американских сценаристов (WGA) длилась почти пять месяцев, целых 148 дней. Такое ощущение, что голливудские боссы поняли, что не хотят побить предыдущий рекорд, поставленный в 1988 году (153 дня), и, переступив через себя, заключили новые соглашения. Рассказываем, чего добились сценаристы.
На сайте Reddit есть статья «Объясните мне забастовку сценаристов как пятилетнему ребенку». Прежде чем мы перейдем к подробностям, отметим самое главное. Авторы ваших любимых фильмов и сериалов требовали повышения гонораров, прозрачности данных стриминговых платформ, изменения составов сценарных комнат, а также признания незаконным использования искусственного интеллекта в работе над сценариями. Трехлетний контракт пока не вступил в силу, но предварительное соглашение официально достигнуто.
Гонорары
Стоит напомнить, что на самом деле сценаристы зарабатывают не так уж и много. Не все такие звездные, как те, о которых вы читаете в новостях, многим приходится вкалывать еще на нескольких работах, чтобы сводить концы с концами. Поэтому WGA требовала повышения минимальных гонораров, которые и так варьируются в зависимости от того, для чего снимается проект, каким бюджетом располагают продюсеры и какова должность сотрудника. 98 % телевизионных сценаристов работают за минимальную ставку, положенную Гильдией. Половина шоураннеров получает зарплату по своей минимальной ставке (конечно, она выше, чем у рядового сценариста).
WGA требовала, чтобы студии согласились на общее минимальное увеличение по схеме 6/5/5. Поскольку контракт заключается на три года, это разделение означает повышение на 6 % в первый год и на 5 % в последующие два. Студии поначалу были согласны только на 4/3/2. Компромисса достигли на ставках 5/4/3,5.
Сценарные комнаты
Предыдущий раз сценаристы бастовали в 2007–2008 годах, когда стриминг-платформы еще не изменили сериальный ландшафт и когда не было понятия bingewatching, запойного просмотра нового сериала, выложенного всем сезоном в один день. Это одна из причин, по которым сценаристы требовали изменений подхода к комплектации сценарных комнат. По сути, «сценарная комната» — обычное помещение, где совместно работают сценаристы: разрабатываются сюжетные линии, питчатся идеи и набрасываются основные линии серий. Но кто именно и сколько человек входят в состав этой комнаты, стало камнем преткновения.
WGA просила, чтобы сериал, заказанный (заменим этим словом термин greenlighted, как говорят в Голливуде, когда хотят сказать, что студия официально одобрила проект и буквально дала зеленый свет авторам снимать весь сезон) как минимум на шесть эпизодов в сезоне, комплектовался как минимум шестью сценаристами. Предварительное соглашение также требует, чтобы были наняты как минимум трое сценаристов-продюсеров (вышестоящие авторы), включая шоураннера, на весь проект. Количество штатных сценаристов будет увеличиваться в зависимости от размера сезона. Шестисерийный потребует как минимум троих, от 7 до 12 серий — пятерых, а заказывая сериал продолжительностью 13 эпизодов и более, необходимо взять шесть или больше штатных сценаристов. Исключения делается только для сериалов вроде «Белого лотоса», в котором все серии написаны одним сценаристом.
Появилось новое правило, связанное с продолжительностью контрактов со сценаристами: по обязательному условию менее опытные авторы получат возможность присмотреться к процессу производства проекта и постпродакшена. Теперь два сценариста-продюсера вместе с шоураннером будут в обязательном порядке сохранять должности как минимум на 20 недель производства проекта или постпродакшена. Так решается проблема отсутствия времени у сценаристов, необходимого, чтобы стать полноценными шоураннерами.
Комнаты, созданные для предзаказанных (pre-greenlighted) проектов, должны будут гарантировать как минимум троим сценаристам-продюсерам (включая шоураннера) 10 недель работы подряд. Нововведение связано с жалобами сценаристов: короткое время работы над еще не запущенным в производство проектом усложняет труд и не дает накопить заработок, достаточный, чтобы претендовать на медицинское обслуживание.
Отчисления от стриминговых платформ
Авторские гонорары от повторных показов (для краткости — «отчисления») были еще одним камнем преткновения. WGA добилась так называемого бонуса за успех для сериалов и фильмов, снятых для стримингов. Незначительные отчисления, которые сценаристы сейчас получают от стриминговых платформ, стали одной из движущих сил забастовки.
Теперь сценаристы будут получать бонусы за оригинальные сериалы и фильмы, ставшие популярными, для таких основанных на подписке платформ, как Netflix, Amazon Prime Video, Apple TV+, Max, Hulu и других. Бонус распространяется на высокобюджетные проекты, снятые для стриминг-платформ, — собственно, большинство оригинальных проектов сейчас соответствуют слову «высокобюджетный». Прежние сериалы, снятые для других заказчиков, но купленные стримингами и ставшие там хитами, на бонус претендовать не будут. В качестве примера приводится сериал «Форс-мажоры», созданный для канала USA Network и сейчас очень популярный у зрителей Netflix.
Снятые для стримингов проекты, просмотренные как минимум 20 % американских подписчиков сервиса за первые 90 дней после релиза или в первые 90 дней любого последующего года, в течение которого проект находится на платформе, гарантирует сценаристам бонус от 9 000 до 16 400 долларов за сериал и 40 500 долларов за фильм с бюджетом более 30 млн долларов.
Бонусы одинаковы как для американских сериалов, так и для произведенных за рубежом, несмотря на то что статистика будет основана только на зрителях из США. Из-за границы тоже поступят отчисления, причем увеличенные на 76 %. Их будут выплачивать платформы с самыми крупными охватами за три года. По словам WGA, зарубежные отчисления Netflix за часовую серию в трехлетний период составят 32 830 долларов вместо нынешних 18 684 долларов.
Прозрачность данных стримингов
Стриминг-платформы официально не публикуют никаких точных данных о тех или иных просмотрах, но для WGA будет сделано исключение. Все описанные в предыдущем пункте отчисления будут основаны на предоставлении данных, которые станут конфиденциальной и не подлежащей публичному раскрытию информацией. Если WGA заподозрит подделку данных, то сможет затребовать аудит. При этом аудиторы также подпишут NDA.
Искусственный интеллект
WGA сражалась с ассоциацией кино- и телепродюсеров (AMPTP) за запрет использования генеративного искусственного интеллекта в творческом процессе, включая положение, дающее Гильдии право оспаривать использование существующих работ сценаристов для обучения софта для ИИ. «Материал, созданный искусственным интеллектом, не может быть использован для подрыва репутации автора или его отдельных прав», — говорится в тексте предварительного соглашения.
В итоге ИИ запрещено писать или переписывать литературный материал, а созданные ИИ материалы не будут считаться исходным материалом. При этом сценарист может использовать ИИ при оказании услуг по написанию текстов, если компания дает согласие и при условии соблюдения автором политики компании, однако требовать от сценариста использовать ИИ вроде ChatGPT нельзя.
Как забастовка повлияла на Голливуд
Остановка работы сценаристов ощутимо ударила не только по карману студий-мейджоров, но и по жизни всех, кто занят в кино- и телеиндустрии. От операторов до костюмеров, от ассистентов до плотников, пострадали даже небольшие компании, обслуживающие производства (флористы, поставщики еды и т. д.). По данным аналитиков, забастовка обошлась Голливуду в пять миллиардов долларов. Все съемки в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Нью-Мексико, Атланте, где находятся крупнейшие производственные мощности, были остановлены.
Итоги
Как правило, забастовки совпадают с очередными прорывами в технологиях. Иными словами, заключая контракт в 1960 году, никто не ожидал появления видео, равно как лет 30 назад было трудно предсказать размах стриминговых сервисов. Какой именно прорыв ждет нас через 10-20 лет? Останется ли индустрия в той же форме, в которой находится сейчас (ведь пандемия нанесла ей очень серьезный урон)? Но подождем забегать вперед, поскольку продолжает бастовать актерская Гильдия, и пусть Голливуд хоть как-то сдвинулся с места, неизвестно, сколько времени пройдет до возвращения status quo.
Текст: Татьяна Шорохова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.