Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Великая ирония” (2023, Coup de Chance): Париж, Фанни и два её парня

Оглавление

Мне вдруг подумалось, что кино Вуди Аллена (Woody Allen) требует правильного места для просмотра. Как, например, рыбу рекомендуют сочетать с белым вином, а клубнику - с шампанским (она подчёркивает его вкус), а размышлениям Вуди Аллена комфортно расцветать в старомодных интерьерах. Новый, юбилейный пятидесятый, фильм Вуди Аллена посчастливилось посмотреть в “Домжур” на Никитском бульваре. Стилизованный под советское время интерьер зала и его холл очень хорошо соединились с привычными уже брюзгливо-очаровательными рассуждениями режиссёра.

Особенно мне нравится в творчестве Вуди Аллена то, что он вкладывает свои мысли в уста не своих ровесников, а людей другого поколения. В его кино “вживаются” и вчерашняя звезда “Сумерек” Кристен Стюарт (Kristen Stewart)*, и “дрянная девчонка” Рейчел Макадамс (Rachel McAdams)**, и ставший популярным благодаря роли Марка Цукерберга Джесси Айзенберг (Jesse Eisenberg)***, и всегда юный, словно школьник, выпивший на завтрак эликсир вечной молодости, Тимоти Шаламе (Timothée Chalamet)****.

***

* “Светская жизнь” (2016, Café Society)

** “Полночь в Париже” (2011, Midnight In Paris)

*** “Римские приключения” (2012, To Rome with Love) и “Светская жизнь” (2016, Café Society)

**** “Дождливый день в Нью-Йорке” (2019, A Rainy Day in New York)

***

Новому фильму “Великая ирония” шарма придают, помимо миловидных действующих лиц, произносящих изысканные реплики по-алленовски, и Париж, и французский язык (если есть возможность посмотреть с субтитрами, её стоит использовать, слушать диалоги на французском очень приятно).

Сюжет

История в криминальной комедии “Великая ирония” совершенно нехитрая. Здесь важнее, как именно Вуди Аллен ведёт своих героев и персонажей к развязке. Как именно? Играючи, с ноткой издёвки над взрослыми людьми. В этом особенная черта кинематографа Вуди Аллена – превращать серьёзные истории в фарс, в череду рассуждений с забавными концовками. Он следует идее стендап комика – шутка должна содержать несмешную часть (установку), разгон, который должен сыграть два раза (вызвать интерес, звуча впервые, и логично соединиться с панчем), и панч, то есть поворот, вызывающий смех. Он строит так реплики, он строит так и весь сюжет. Грубо говоря, его “Великая ирония” похожа на полуторачасовой анекдот.

На авеню Монтень в утренний час случайно сталкиваются он и она. Ален и Фанни. Они учились вместе, он был в неё влюблён. Он влюблён и сейчас – у него была жена, и жениться он на ней решил только потому, что она была похожа на Фанни. Фанни замужем второй раз. Её первый муж был музыкантом, но покончил с собой, а она погрузилась в ужасное состояние, из которого её вытащил нынешний муж Жан. Жан сделал её центром своей вселенной и практически превратил в свою собственность. Фанни помнила про Алена только его бордовую куртку и джинсы. Но случайная встреча заставила её задуматься о многом.

Фанни и Ален начали встречаться во время её обеденных перерывов. Она так увлеклась вспыхнувшими чувствами, что Жан стал подозревать наличие любовника у жены.

Разбор фильма после просмотра

Фанни называет себя трофейной женой. В начале фильма невозможно сказать, что ей это не нравится. Она ведёт спокойную жизнь, в которой ей не стоит переживать о завтрашнем дне – она обеспечена финансово, у неё есть работа в аукционном доме, она окружена вниманием и подарками со стороны своего мужа.

Жан занимается благотворительностью, по его словам. Но слухи вокруг него являют собой полную противоположность – согласно им, он больше похож на криминального авторитета, вроде Дойла Лоннегана из фильма “Афера” (1973, The Sting). Внешне он, как и Дойл, обаятелен, с ним хочется пообщаться, но за кулисами его личины всё иначе. Подобно Лоннегану, только на людях он безгрешен, а на самом деле он хладнокровно убирает тех, кто ему мешает, он подозрительный, ревнивый и опасный.

Ален является полной противоположностью Жана. Он писатель, романтик. Он снимает в Париже квартиру-мансарду, и говорит, что она ему подходит из-за своей богемности. Правильно или нет, но возникает ассоциация с Эрнестом Хемингуэем, который жил какое-то время в богемном районе бульвара Монпарнас. И Ален как будто воплощает хемингуэевский “праздник, который всегда с тобой”. А воспоминание Фанни о нём как о парне в бордовой куртке и джинсах наталкивает на мысль о Джиме Старке в исполнении Джеймса Дина в “Бунтаре без причины” (1955, Rebel Without a Cause). Столкновение с Аленом становится для Фанни поводом для бунта против устоявшейся жизни. Она начинает рассуждать, какою бы стала её жизнь, окажись она повнимательнее к чувствам Алена. Возможно, она сейчас была бы другой, её жизнь была бы другой.

Вуди Аллен не заинтересован в том, какою бы жизнь была у Фанни, реши она обратить внимание на Алена. Ему намного интереснее поиграть со зрителями, чтобы они терпеливо ждали развязки, имея перед глазами предсказуемо развивающуюся историю. Он словно вселяется в Жана, показывающего всем подряд миниатюрную модель железной дороги. От зрителя требуется восхититься этим чудом. Сама по себе игрушка интересна только своему обладателю, особенно потому, что он её решил купить и заплатил за это немалые деньги. Поезд в этой миниатюре движется по замкнутому маршруту и никаких твистов на его пути не предвидится. То же можно сказать и о фильме “Великая ирония”. Он красивый, развлекательный, при просмотре можно прекрасно отдохнуть и повеселиться. Через эту железнодорожную миниатюру Жана Вуди Аллен намекает на всё это. Я считаю, что это остроумно и вполне в его духе.

Режиссёр помещает Фанни между двух огней. Она чувствует себя исследовательницей с Аленом, потому что он помог ей раскрыть внутри себя новые чувства, искры, всполох жизни. Но она благодарна Жану за то, что он спас её после неудачного предыдущего брака. Конечно, Жан – собственник, он играет с ней как с куклой, наряжая и обвешивая бриллиантами Cartier. Он открыто говорит ей, что ему важно видеть зависть со стороны знакомых, когда они идут вместе. В его словах больше любви к себе самому, тяга к одобрению, зависимость от элитарного положения, а Фанни вписывается в его богатую картину мира, она помогает ему быть крутым в своих глазах. Но не думаю, что Ален для Фанни лучшая партия в сравнении с Жаном. Ален для Фанни – это повторение её предыдущего брака с музыкантом.

Так что это действительно великая ирония, что жизнь заставляет девушку так или иначе наталкиваться в своей жизни на проблему выбора между возвышенным и практичным. Вуди Аллен в этом фильме показывает, что романтика, хотя и находится в красивой квартире на мансардном этаже, из этого окна можно легко вывалиться.

Но всё же нельзя забывать, что сам факт жизни, что человек появляется на свет и имеет возможность дышать, ходить и видеть все красоты – уже чудо. Это философия Алена, который дарит Фанни лотерейный билет. Занятно то, что этот билет остаётся лишь листочком, который никак не сыграл в сюжете. Либо про него просто забыли, либо он нужен был, чтобы разжечь подозрения Жана ещё сильнее, либо этот билетик был нужен исключительно для того, чтобы подчеркнуть ничтожность шанса на счастье или чудо, потому важно ценить хотя бы своё присутствие на Земле.

Справка об операторе фильма Витторио Стораро

“Великая ирония” – это шестой фильм, в котором Вуди Аллен сотрудничал с легендарным итальянским оператором Витторио Стораро (Vittorio Storaro), трёхкратным обладателем премии Oscar. Они вместе создавали “Светскую жизнь” 2016, строили “Колесо чудес” (2017, Wonder Wheel), организовывали “Фестиваль Рифкина” (2020, Rifkin's Festival) и рассказывали “Нью-йоркские истории” (1989, New York Stories).

Витторио Стораро виртуозно использует свет, темноту и тени, выбирает точную цветовую палитру, чтобы вызывать эмоциональный отклик у зрителя. Это стало его фирменным стилем. В новом фильме Аллена Стораро выбирает яркую цветовую гамму, смешивая тёплые (баланс между красным и жёлтым), глубокие тона с холодными оттенками, чтобы усилить эмоциональное воздействие фильма. Оператор всегда внимателен к развитию сюжета и смене настроений всех действующих лиц. Благодаря его умению работать с цветом и светом, фильм дарит одновременно и чувство ностальгии, и свежести чего-то нового.

Жизнь Витторио Стораро похожа на фильм, где сбылась, казалось бы, несбыточная мечта. Он родился в 1940 году в Риме, его отец был киномехаником в кинотеатре, и записал сына в фотошколу, когда тому исполнилось 11 лет. Пять лет спустя Витторио продолжил своё образование в киношколе, где сосредоточился на операторском искусстве. Он начал свою карьеру в качестве ассистента оператора в 1960 году и получил свой первый кинематографический зачёт за фильм Giovinezza, Giovinezza в 1968 году. Одним из его самых впечатляющих трудов считается работа над классическим фильмом Френсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" (1979, Apocalypse Now – Francis Ford Coppola), где он использовал силу цвета для иллюстрации психологических состояний действующих лиц.