К моменту распада СССР на Украине базировались бомбардировочные авиационные полки в количестве семи. В них находились самолеты Су-24 (порядка девяноста единиц) и их модернизированные версии (примерно 120 штук). Разведывательную авиацию представляли 2 полка с Су-24МР (35 единиц).
«Фехтовальщик» является достаточно сложным и не слишком дешевым в использовании бомбардировщиком. В нем установлена высокотехнологичная и капризная электроника, так что ничего удивительного, что весь этот бомбардировочный флот на Украине начал стремительно сокращаться. Сперва стали снимать с вооружения более старые «сушки», не имевшие в своем названии букву «М», а также 24МП. Далее приступили к списанию 24М и 24МР, и к началу 2022 года ВСУ располагали лишь Седьмой авиационной бригадой в Хмельницкой области с единственной бомбардировочной эскадрильей (примерно 23 модернизированных Су-24) и единственным разведывательным подразделением (от десяти до двенадцати 24МР).
Главное препятствие для использования Су-24 ВСУ - их малая численность. Согласно данным, опубликованным в справочнике World Air Forces, к 2022 года страна имела на вооружении всего 12 бомбардировщиков Су-24М, данные о самолётах-разведчиках Су-24МР и вовсе отсутствуют.
Совместимость Су-24 с натовским вооружением
Чтобы самолеты натовских государств имели совместимое вооружение с любыми боевыми припасами Североатлантического альянса, в том числе управляемыми, балочные бомбовые держатели и пусковые ракетные установки имеют единый стандарт. Детали подвески боекомплекта, расстояние от одного узла до другого, тип электроразъема – подобные вещи имеют строго определенные единые размеры. Тем не менее, если осуществить некоторые изменения, подвешивание на Су-24М пусковой установки для ракет НАТО весом до полутора тонн становится реальным.
Более трудной является иная задача – обеспечение того, чтобы правильно взаимодействовали автоматические системы бомбардировщика и ракетного боеприпаса. При этом что-то менять в ракете нельзя, так что переделке должна подвергаться исключительно автоматика «чужого» воздушного судна.
Еще надо учитывать, что ракетной автоматике могут потребоваться и иные сигналы с летательного аппарата, на котором она установлена. Например, есть нужда в электрическом питании разных номиналов и в разовых командах наподобие сброса и включения устройств. А еще отдельные типы боевых припасов для эффективного пуска должны в кратчайший срок получить большой массив цифровых данных.
Поэтому потребовалось введение дополнительного военного стандарта MIL-STD1760, который определяет, как должны происходить электросоединения между такими объектами, как летательный аппарат и отделяемые боеприпасы.
MIL-STD1760 является стандартом, позволяющим передавать 5 ключевых типов сигнала. Речь об электропитании устройств, исходя из MIL-STD704; аналоговых сигналах, имеющих узкую и широкую полосу прозрачности; передаче информации на основе MIL-STD1553; дискретных командных сигналах; сигналах, которые передаются по оптоволокну со скоростью один гигабит в секунду (картографические данные, потоковая передача видеоизображения и другие).
Совместимость Су-24 и Storm Shadow
Судя по всему, в 2022 году, когда Великобритания согласилась передать ракеты «Шторм Шедоу» для ВСУ, на польской территории была сформирована группа из местных и украинских авиационных специалистов. Осенью 2022-го состоялась отправка первого Су-24МР на одно из предприятий Польши. И к концу года, если верить сообщениям, его уже подготовили к испытательным полетам. Учитывая такую оперативность, приходим к выводу, что модернизировали технику поверхностно, ничего не меняя в сложной управляющей системе вооружения разведывательной машины.
И если до сих пор Storm Shadow используются посредством запуска с МиГ-29, то препятствий для варианта с Су-24 нет. Раз летает с ФАБ-1500, то и «Шторм Шедоу» весом 1300 кг поднимет без проблем. Бомбардировщики, конечно, летают медленнее и ниже, но и «миги» не будут демонстрировать предельные скорости и высоты с таким весом под крылом.
Что получилось? Вероятно, разработка и загрузка полетных задач для ракеты происходят еще до взлета. Самолету нужно просто добраться до намеченного района и на нужную высоту, после чего, соблюдая необходимую скорость и направление движения, выпустить боеприпас.
Еще по теме:
Начало статьи
Storm Shadow - России есть что противопоставить?
Вся инфографика по Су-24 - здесь
Вся инфографика по Storm Shadow - здесь
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас еще много интересного!