Найти тему

Бомбардировщик Су-24 - рабочая лошадка авиации


В 1960-х, исходя из постановления советского правительства, было принято решение создать новый фронтовой бомбардировщик. В СССР самолет назвали «Су-24», а в кодовом обозначении НАТО он известен в качестве «Фехтовальщика».

Основное достоинство данной машины состоит в возможности осуществлять маневры даже на сверхмалой высоте, не сбрасывая в этих условиях сверхзвуковой скорости. В настоящее время на «сушки», как их любят называть сами летчики, установили комплекс «Гефест», благодаря которому стало возможным высокоточное поражение даже с помощью свободно падающих боеприпасов. Специалисты считают, что данная машина – высокоэффективная и относительно недорогая боевая платформа российской армии.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

История создания и модернизации самолета

Принятие Су-24 в советские военно-воздушные силы состоялось в начале 1975 г., когда правительство издало соответствующее постановление. Разработчик – ОКБ Сухого. Наряду со свободно падающими боевыми припасами, вооружение «сухаря» состоит из управляемого оружия, имеющего телевизионное и лазерное наведение. Речь о ракетах Х25, Х29Л/Т, Х58 и Р60, а также о корректируемых авиационных бомбах весом пятьсот килограммов и полторы тонны.

В 1977 г. появился модернизированный вариант аппарата – Су-24М. Опираясь на имеющиеся технологические разработки, отечественные конструкторы создали «сушки» в таких модификациях, как самолет-разведчик и самолет постановки помех. В 1987 году состоялся первый полет экспортного варианта машины под названием Су-24МК. Эти аппараты сегодня используются алжирцами, ливийцами, иранцами, иракцами и сирийцами.

В середине 2000 года разработчик представил свою вариацию модернизированного Су, которую обозначили как 24М2. В модификации индикатор РЛС был заменен на технологичный монитор ИТ-23М, установлено современное инерциальное устройство, навигационный приемоиндикатор А-737, индикатор визуализации цифровой картографической модели, коллиматорный индикатор ИЛС31. Кроме того, появились новые радиоустройства связи и регистратор параметров полета.

Позже электронные лучевые индикаторы заменили цветными ЖК-устройствами, появилась новая программа для управления бортовым компьютером. Благодаря модернизированию стало возможным применять управляемые ракеты Х31А, Х31П, Х59МК и цифровые системы РЭБ.

Сегодня для эксплуатации в войсках России на Су-24М установлена прицельная навигационная система СВП24 «Гефест», применение которой сделало метание бомб и удары ракетами втрое точнее. Также благодаря этой системе экипаж хорошо ориентируется в любую погоду и время суток.

При этом выполнить задание – это полдела, нужно еще и прилететь обратно. Текущим военным действиям свойственна высокая насыщенность противовоздушными системами, поэтому авиации приходится работать на очень малой высоте, используя рельеф для укрытия от вражеских ЗРК. А бойцы с ПЗРК, как правило, не могут так быстро воспользоваться своим оружием – появление цели происходит на считанные секунды, при этом объект обладает значительным угловым перемещением.

Но если «сушку» все же подбивают, пилоты не имеют времени успешно катапультироваться. Если самолет поражает ракета покрупнее, нежели ПЗРК, допустим, ЗРК среднего и малого действия (наподобие «Бука», «Тора» или «Панциря») либо ракета истребителя, то вероятность выжить у пилотов еще меньше. Ведь боевая часть у этих ракет мощнее, да и прилетают они в большинстве случаев не в хвост летательного аппарата, как это происходит у переносных ЗРК, имеющих ИК-наведение. Вероятно, все это и приводит к большим потерям пилотов – чаще всего погибает вся команда.

Вся инфографика по Су-24 - здесь

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас еще много интересного!