Я продолжу. Потому что есть что сказать. Рецептов не даю. Даже то, что имею сказать на терапии конкретному человеку в его конкретной жизненной истории — требует проверки все той же жизнью. А размышлять на абстрактные темы каждый горазд.
Про буллинг в школе тема не вызвала бурного отклика, что странно. Ведь родителями действительно становятся не все, но вот ребенком все были. И я не поверю, что человек за 20-40 лет своей жизни ни разу не столкнулся с прессингом окружающих. Если не обитает в мире розовых единорогов, бегающих по радуге. Развейте мои убеждения, что бывает иначе.
В субботу была на семинаре по оказанию помощи жертвам насилия. Так вот, по одной из статистик только в детстве каждая пятая девочка становится пострадавшей и каждый тринадцатый мальчик. А по другой — 99% людей в своей жизни так или иначе с этим сталкивались.
И статистика, выведенная из моей практики, не противоречит официальной.
Но говорить про это тяжело. Не только эмоционально, но и опасно для личности. Что бы ты ни сказал, найдутся те, кто будет жестко не согласны. Тема боли сама по себе уже вызывает боль.
И в этом и корень, и причина, и тупик жизни — если ты есть, то ты уже кому-то мешаешь, кого-то раздражаешь и вызываешь бурю негативных эмоций. Просто фактом своего существования. Пытаться этого избежать, также бестолково, как пытаться взлететь, хорошенько прыгнув.
Причиняют боль тебе, и ты причиняешь боль кому-то.
Отсюда и крайне размытые границы у слова «насилие».
И если физическое хотя бы можно увидеть, пощупать, сфотографировать и взять анализы, то «голова — предмет темный, исследованию не подлежит».
Но это не значит, что не надо разбираться. Когда-то отрубить другому голову было само собой разумеющимся. А теперь – лишь в очень некоторых странах.
А значит, у человечества есть шанс научиться человечности.