Найти тему

Устройство нашей психики, сознания и привычек. И как наше детство сказывается на уровне нашей психоэмоциональной энергии во взросло

Оглавление

Сегодня я хочу поговорить с вами о нашем сознании об эмоциях и чувствах, и начать с нашего младенчества. О том какие процессы при этом происходят и как мы будучи младенцем воспринимаем окружающий мир. И также о том как мы проносим через всю жизнь младенческий опыт, опыт первых лет? до 7-10, и почему детство - самая важная составляющая нашей сознательной жизни.

В момент нашего рождения (в тот самый момент, когда нас отделяют от матери и перерезают пуповину, соединяющую нас с мамой) в нашей жизни наступает первый кризисный момент, мы делаем первый вдох, выходим из прежней зоны комфорта и соответственно нуждаемся в защите, принятии и любви. Мы стремимся вернуться в уютное и спокойное место. Но мы пока еще не умеем различать свои эмоции и чувства. Большинство вещей для нас также остаются непонятными. Теперь мы снаружи, а не внутри. После того как врачи возвращают нас матери (после того как провели все процедуры, взвесили, помыли и т.д. мы в этот момент естественно плачем, на интуитивном уровне мы чувствуем что это чужие люди.) мы прижимаемся к ней, она нас кормит, мы успокаиваемся и засыпаем.

Так после рождения первые несколько месяцев (около шести месяцев) мы (еще младенцы) нуждаемся в самых базовых вещах: чтобы нас покормили, помыли, поменяли подгузник и постоянно хотим спать. Мы выражаем неудобство через крик. И наша любящая мама (обладающая огромным терпением, пониманием, принятием, любовью и гордостью за нас) о нас заботиться и разговаривает с нами. В этот период мы обучаемся разным вещам путем подражания и наблюдения, хоть и можем все еще не понимать речь.

После этого периода наступает следующий: мы начинаем сопоставлять свои чувства и эмоции с различными событиями: нам весело когда мама рядом и играет с нами; нам спокойно, когда мама нас обнимает, или когда она предоставляет нам возможность побыть в одиночестве, но мы знаем что она где-то рядом и придет на помощь если это потребуется; нам дискомфортно если мы голодны или мы хотим чтобы нам поменяли подгузник.

То есть мы начинаем дифференцировать различные ощущения и понимать что нам приносит удовольствие, почему мы чувствуем дискомфорт, что мы сейчас хотим, и мы начинаем интересоваться внешним миром и своим внутренним миром.

В течение всего этого времени между нами и мамой выстраивалась привязанность, и в данном случае (если мы представим безусловно любящую чуткую мать, которая свободно может заниматься своим ребенком) привязанность вырабатывается надежная. Что впоследствии помогает нам справляться со стрессом. Мы начинаем привыкать к тому что после стресса (любого) всегда следует что-то хорошее. Т.е. Мы знаем что после чего-то плохого, всегда будет что-то хорошее. И мы научаемся не замечать какой-то уровень стресса до того момента, пока он не достигнет своего пика. Банальный пример: мы немного проголодались, но не настолько чтобы бояться что нас не накормят, потому что до этого нас каждый раз кормили когда мы были голодными, и мы запомнили что нас в любом случае покормят, когда мы будем испытывать голод. Нам не страшно и мы можем немного потерпеть, не замечать этот легкий голод, для нас он перестал быть дискомфортным. И так со всеми вещами в нашей жизни.

Однако, это идеальный вариант развития событий, давайте же разберемся что может быть при совершенно другом раскладе. Представим следующую ситуацию: мама также заботится о нас, но не проявляет должного внимания к нашим потребностям, может не выдержать количество стресса и время от времени запрещать нам испытывать те или иные чувства или не приходить к нам на помощь и вовремя не заботиться о нас, вовремя не кормить или не успокаивать, потому что устала или по любым другим причинам. Стоит сделать небольшую ремарку: это я говорю не с целью оскорбить какую либо мать, все мамы - идеальные, и это будет отдельная тема для разговора, я просто стараюсь сконцентрироваться на том, что чувствует в этот момент младенец и какие установки он приобретает. Так вот, возвращаясь к нашей теме. У младенца в данном случае вырабатывается ненадежная привязанность, напомню, что в первом варианте привязанность была надежной. Младенец начинает понимать, что мир небезопасен. Родитель нас не понимает и не понимает наши потребности. Не заботиться о нас должным образом.

А мы всё ещё находимся в том возрасте, когда позаботиться о себе сами не можем, и естественно нуждаемся в заботе и опеке со стороны взрослых, до примерно трех лет мы находимся в таком периоде когда мы просим у родителей что-либо для удовлетворения наших потребностей, что-то в стиле: “ДАЙ!”. По другому мы еще не умеем.

Таким образом, в голове ребенка, в его сознании вырабатывается следующие установки: “Говорить о своих потребностях бесполезно, нас все равно не услышат”; “Мир небезопасен, доверять никому нельзя”; “Стресс нужно терпеть, по другому нельзя, удовлетворения мало, спокойствия мало, надо всегда быть на “стрёме””. И т.п.

В первом примере с надежной привязанностью, ребенок, с самого младенчества, усваивает диаметрально противоположные вещи и его установки будут такими: “Мир интересен и я чувствую себя в нем безопасно, в случае чего, мама, родители позаботятся обо мне”; “Я могу спокойно переносить стресс, так как знаю что после дискомфорта, всегда наступает комфорт и период спокойствия.”

Это те самые первые впечатления и тот самый опыт, который мы складываем об окружающем мире. И который потом влияет на наше дальнейшее мышление, мировоззрение, мироощущение и на то как мы в будущем будем выстраивать взаимоотношения с внешним миром, с самим собой и другими людьми. Этот опыт также будет влиять на нас при оценке тех или иных событий в нашей жизни на подсознательном уровне.

И так мы плавно переходим к следующей теме: как устроено наше сознание и что это такое вообще?

Я выделю три раздела нашей психики: сознание, предсознание, бессознательное.

Если говорить о сознании – то это то, что мы осознаем и воспринимаем в текущем моменте. Предсознание уже более пограничное состояние нашей психики, если мы сконцентрируемся на воспоминании или ощущениях мы можем их осознать, но в обычном своем проявлении те факторы которые находятся на этом уровне воспринимаются нами, условно говоря бессознательно. Банальный пример: дыхание (из-за особенностей устройства нашего организма, мозга и ЦНС) происходит у нас рефлекторно, нам не нужно следить за каждым вдохом и выдохом, не нужно заставлять себя делать это каждый раз. Но если мы сконцентрируем свое внимание на этом процессе мы сможем его контролировать – задерживать дыхание, замедлять или ускорять ритм дыхания, или концентрировать свое внимание на процессе, позволяя ему протекать естественным путем, но отслеживая изменения в нашем теле с каждым вдохом и выдохом. Это пример бессознательного процесса, который если не задумываться протекает автоматически, но он также и затрагивает и предсознательный уровень нашей психики.

Многие вещи в нашей жизни могут происходить и происходят бессознательно, потому что выработались те или иные привычки. Вообще процесс формирования привычек всегда одинаков: в начале научения новому навыку или в начале формирования привычки мы контролируем процесс максимально осознанно, концентрируя всё своё внимание на нем; По мере усвоения информации, выработке определенных движений и понимания процесса, наш мозг запоминает и систематизирует данные необходимые для выполнения того или иного действия или знаний необходимые для решения той или иной задачи. Впоследствии наше сознание перестает принимать участие, если действие не требует изменений и корректировки, в дальнейшем у нас формируется привычка доведенная до автоматизма. Может даже сформироваться условный рефлекс.

Если же говорить об эмоциях и эмоциональной составляющей нашей с вами жизни, то привычки в ней играют очень большую роль. Большинство процессов точно так же протекают незаметно для нашего сознания. И изменить некоторые эмоциональные привычки порой бывает очень трудно.

Для того чтобы получше разобраться почему происходит так что наши эмоции могут как бы “застревать” в одном положении, или почему мы можем концентрироваться на одних и тех же вещах, почему нам может быть трудно менять свои установки, давайте представим как устроен наш мозг? И так, вот что мы имеем: три системы психики, связанные между собой, сознательное, предсознание и бессознательное; также есть отдел мозга отвечающий за наши эмоции и чувства – лимбическая система. И как же они общаются между собой? Давайте представим, что “Сознательное” общается на одном языке (который мы с вами понимаем), оно как бы руководит всеми процессами в нашем теле и нашими решениями. “Сознательное” связано с “Предсознанием” и “Бессознательным” и вот эти двое ребят начинают “говорить” уже на другом языке, зачастую на непонятном нам. И еще до кучи в лимбической системе нашего мозга сидит некий “контролер” – Миндалевидное тело – отвечающее за нашу безопасность.

Все эти отделы связаны с нашим “архивом” нашей долговременной памятью, все имеют туда доступ. Но контролер постоянно помечает файлы определенным образом: “безопасно, или приносит удовольствие” и “нам было плохо, нежелательно чтобы что-то подобное случалось с нами вновь”. И изменить решение контролера по поводу маркировки бывает очень трудно.

Давайте мысленно вернемся к первой теме. Вспомним надежную и ненадежную привязанность. В случае с надежной привязанностью, в нашей голове отмечались все события связанные со стрессом, но со временем у нас выработалась такая привычка: “Плохое всегда заканчивается – нам не о чем переживать”, и контролер не помечает события доставляющие нам стресс, но которые мы можем потерпеть как нежелательные. В ситуации с ненадежной привязанностью, у нас вырабатывается привычка: “Нам нельзя доверять этому миру, он представляет для нас опасность, помощи нигде нет”. Вследствие чего контролер помечает все события из прошлого, которые принесли нам стресс, (мы же его не прожили, и у нас не выработалось понимание того что мы с ним можем справиться или попросить о помощи, мы были не в состоянии справиться с ним и были вынуждены потратить весь ресурс на выработку защит) и заранее начинает помечать все происходящие в настоящем и будущем события как те которые могут причинить нам вред. В таком случае контролер всегда стоит на страже и пропускает ВСЮ информацию через этот фильтр, чтобы в случае чего забить тревогу: “НУЖНО СРОЧНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ!”, “ОПАСНО!”, “НУЖНО ПОКИНУТЬ, ВЫЙТИ ИЗ СИТУАЦИИ, ОТСТРАНИТЬСЯ” и т.д.

Как мы могли понять – в случае с эмоциями очень значимую роль играют наши привычки. Представьте, что на протяжении 10-15 лет в вашей жизни происходили похожие друг на друга травмирующие вас события, и даже если вы и знаете что может быть иначе, но вы настолько сильно привыкли реагировать на события такого рода, что другой вариант развития событий (какой бы он ни был положительный) начинает вас пугать – для вас это неизвестно, а значит опасно. И зачастую наш мозг и наше сознательное старается каким-либо образом облегчить нам жизнь: рационализируя и оправдывая решения лимбической системы, оправдывая нашу тревогу и страхи, придумывая объяснения тем или иным вещам. И зачастую мы можем делить события на категории “плохо” - “хорошо”.

И если вы меня спросите “Зачем же я вам всё это рассказывал?”, я вам отвечу: “Для более глубокого понимания того как это устроено”. Потому что для понимания своих эмоций и для возможности что-либо изменить в своей жизни, я считаю, жизненно необходимым знать протекающие в нас процессы и устройство системы, её правила. Потому что чтобы что-то менять, для начала надо понять как это устроено. Вы же не станете чинить телевизор не посмотрев схему того как он работает?

Мне бы хотелось затронуть еще одну соседствующую тему: тема нашей психоэмоциональной устойчивости и чувствительности.

У каждого из нас есть внутренние ресурсы: физическая энергия, психическая энергия и эмоциональная. Хотя я бы пожалуй объединил для удобства психическую и эмоциональную. И если с физической энергией у многих вопросов не возникает – мы чувствуем усталость - мы либо спим, либо едим для восстановления сил. То как в таком случае быть с психоэмоциональной энергией и как она устроена?

Если говорить об устройстве психоэмоциональной энергии, то мы ранее уже разбирали темы привычек, надежной и ненадежной привязанности, а также стресса в нашей жизни. Наш уровень психоэмоциональной энергии напрямую зависит от количества стресса в нашей жизни. Чем его меньше - тем радостнее и веселее мы себя чувствует, и в то же время, чем больше стресса - тем быстрее мы устаем и тем больше мы ощущаем раздражительность.

Для простоты понимания, представьте себе небольшую шкалу: от 1 до 10, где 1 - ужасно плохо (в случае с оценкой стресса будет означать минимум стресса), а 10 - прекрасно и лучше не бывает (в случае оценки стресса, будет означать максимум стресса).

Представьте что вы были ребенком с максимально надежной привязанностью, вы знаете, что стресс в вашей жизни всегда заканчивается, вы знаете что вы с ним можете справиться, а в случае чего попросить о помощи других людей, либо каким-либо другим способом найти решение. Как вы оцените уровень стресса по десятибалльной шкале? А уровень психоэмоциональной энергии под конец дня?

Теперь представьте что ваше детство прошло не очень хорошо (не обязательно что это так) и у вас выработался ненадежный тип привязанности и вы каждое событие пропускаете через фильтр: “опасно – безопасно”. Как вы оцените уровень стресса в данном случае? А уровень психоэмоциональной энергии?

Мы увидим довольно забавную картину. Я более чем уверен что в первом случае, по шкале стресса вы поставите оценку в диапазоне от 1 до 5, а по шкале энергии от 5 до 10. А во втором случае оценка стресса будет в диапазоне от 5 до 10, а энергии - от 1 до 5.

И это говорит нам о том, что наша психическая система перегружена и всегда работает и потребляет ресурс, если наше детство прошло не очень хорошо

Таким образом, можно сделать вывод, что наше детство является чуть ли не самым главным этапом нашей жизни и формирования наших привычек и нашей личности, нашего сознания и нашей устойчивости к различного рода стрессу и эмоциям.

Но на этом я предлагаю закончить чтобы никого не перегружать (я считаю, что я и так ужал максимум информации в 15-20 минут). А продолжить я хочу в следующем ролике и статье. Будем потихоньку приближаться к территории wellness, к территории психического, ментального и физического здоровья.

Мне было приятно, что вы прочитали эту статью или посмотрели видео на YouTube, я буду рад комментариям, лайкам и подпискам на канал и другие ресурсы.

Всех обнимаю.