К слову, всевозможные инциденты и аварии на железной дороге, увы, не редкость, однако они практически всегда привлекают к себе пристальное внимание общественности. И дело тут не только в масштабности происшествия, ведь, согласитесь, авария на железной дороге то еще зрелище! Скорее всего, инциденты с участием железнодорожных составов пугают граждан во многом потому, что поезд в их представлениях, является одним из самых безопасных видов общественного транспорта.
Ну что с ним может случиться? Едет себе и едет по железной дороге, а пассажиры чаек попивают да в окошко смотрят! Это не самолет, при одной только мысли о котором у многих наших сограждан начинает нервно подергиваться глаз! Поезд - транспорт надежный и, самое главное, земной – во всех смыслах этого слова.
Но, к сожалению, даже самые надежные и проверенные временем транспортные решения порой дают слабину, и аварии на железных дорогах в последнее время становятся все более частым и все более массовым явлением. Вы, возможно, удивитесь, но лидером в данной неутешительной статистике считаются отнюдь не «страны третьего мира» и даже не Россия, а современная и продвинутая Америка.
По данным бюро транспортной статистики в период с 1990 по 2022 год в США было зарегистрировано 54 539 сходов поездов с рельсов – в среднем 1704 случая в год. При этом уровень смертности от таких инцидентов невысок, что, конечно же, не может не радовать.
Любопытно и то, что согласно федеральным данным, с конца 70-х годов прошлого века количество железнодорожных аварий сократилось более чем на три четверти. Только в 1978 году в США произошло 8763 схода поездов с рельсов, в результате которых погиб 41 человек!
Скажем так, аварии на американских железных дорогах, действительно, происходят чуть чаще, чем в какой бы-то ни было другой развитой стране. Однако до определенного момента на эту проблему смотрели сквозь пальцы: мол, ну, сходят поезда с рельсов, и сходят. Такое бывает. И этим моментом стала очередная авария с участием железнодорожного состава, ставшая причиной настоящей экологической катастрофы.
3 февраля 2023 года в штате Огайо с рельсов сошел грузовой состав компании «Norfolk Southern» со 150 вагонами, перевозившими токсичные химические вещества - в частности, винилхлорид, бутилакрилат, этилгексилакрилат, этиленгликоль, монобутиловй эфир, изобутилен и прочие горючие жидкости и производные бензола.
В результате аварии, произошедшей неподалеку от деревни Ист-Палестайн с населением 4700 человек, в воздух, воду и землю попали высокотоксичные химические вещества, ставшие впоследствии причиной крупной экологической катастрофы в данном регионе. На момент схода поезда с рельсов на борту находились машинист, кондуктор и стажёр-кондуктор, а причиной схода, как выяснилось позже, стала механическая неисправность.
Данный инцидент получил широкую огласку в СМИ и, конечно же, привлек к себе внимание общественности - в частности всевозможных активистов и борцов за экологию, которых всерьез обеспокоила ситуация с химикатами, попавшими в воздух и воду. И невольно возник вопрос: а что, если такое повториться вновь? И можно ли в принципе полагаться на железную дорогу в вопросах транспортировки столь опасного и токсичного груза? Ну а для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы по теме, обратимся к матушке нашей истории…
Вообще, Америка - страна, обладающая внушительными габаритами, и, собственно, нет ничего удивительного в том, что железнодорожная сеть там считается одной из самых протяженных в мире. Кроме того, благодаря мягкому климату и по большей части равнинному рельефу, возможность обзавестись собственной железной дорогой у американцев появилась довольно рано.
Уже в 1830 году в штате Мэриленд на железной дороге между городами Балтимор и Огайо начали курсировать первые в США пассажирские поезда, а к 1838-му в 5 из 6 штатов Новой Англии существовало полноценное железнодорожное сообщение!
К началу Первой мировой войны американская железнодорожная сеть достигла рекордной длины в 400+ тысяч километров! Чтобы вам было с чем сравнить, даже в современной России общая длина железнодорожных путей не превышает 85,5 тысяч километров, а в Китае (в самом Китае!!!) - 124 тысячи километров.
Индустрия железных дорог в Америке развивалась семимильными шагами вплоть до начала «Великой депрессии» 30-х годов 20 века. В этот, мягко говоря, непростой для всей страны период популярность поездов значительно снизилась, а все из-за личных автомобилей.
Собственно, тогда же существенно снизился спрос как на пассажирские, так и на грузовые перевозки силами железнодорожных составов. На первом месте теперь стояли огромные грузовики, рассекающие по просторам Соединенных Штатов и развозящие грузы даже в самые отдаленные уголки страны.
Кроме того, в это же время стала более доступной для рядовых граждан и авиация, которая существенно выигрывала по скорости у поездов. Такими темпами к 80-м годам 20 века общая протяженность железнодорожных путей в стране сократилась почти в два раза. Однако, несмотря на этот факт, США и сегодня продолжают удерживать мировое лидерство по протяженности железных дорог - 293 тысячи километров!
Но вернемся к главному вопросу сегодняшнего материала: почему же аварии на американской железной дороге стали столь частым явлением? По мнению аналитиков, одной из основных причин аварий с участием поездов является то, что американские железные дороги и все, что с ними связано, находится в частной собственности, поэтому и единого централизованного управления и финансирования (в отличие от государственных) там нет.
Однако некоторую часть пассажирских перевозок государство все же контролирует. В противном случае в Америке остались бы лишь наиболее популярные маршруты, а все нерентабельные просто бы закрылись за ненадобностью. Вследствие того, что многие железнодорожные маршруты не работают в полную силу, там наблюдается повышенный износ всей инфраструктуры в целом и растет количество отказов узлов.
С финансовой точки зрения все логично: зачем вкладывать большие деньги и поддерживать жизнеспособность железнодорожного узла, который не приносит прибыли? Содержать его себе в убыток? Нет уж, капитализм так не работает!
Собственно, по причине того, что большая часть железнодорожной индустрии находится в руках частных корпораций, не желающих вкладываться в отрасль, не приносящую существенного дохода, по американской железной дороге циркулируют исключительно дизельные тепловозы, поскольку электричеством железнодорожные сетки оснащены менее чем на 1%, повсеместно используются деревянные шпалы (они дешевле), да и персонала, обслуживающего пути, катастрофически не хватает.
Частные компании экономят в буквальном смысле на всем: на квалифицированных машинистах и бортпроводниках (их также нехватка), на техническом обслуживании и ремонте. Однако, вы же помните известную поговорку: «Скупой платит дважды»? Так вот, невозможно получать достойную прибыль без соответствующих вложений. Так просто не бывает!
Ну а результат тотальной экономии виден невооруженным взглядом: человеческий фактор и изношенность (дефекты) железнодорожных путей, по мнению экспертов, являются основными причинами частых сходов поездов с рельсов. Причем сами рельсы также могут ломаться, в результате чего либо колеса вагонов рано или поздно начнут с них сходить, либо оси колес поезда со временем выйдут из строя из-за больших нагрузок и высоких скоростей, связанных с современным движением поездов.
Так что ларчик, на самом деле, просто открывается. И, как всегда, во главе угла стоят деньги…ну, или их отсутствие.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!