Иногда, мы, коллеги, в спорах, в которых, как известно положено рождаться истине, с досадой обнаруживаем, что истина давно родилась, только мы это знаменательное событие пропустили. То есть, мы давно разговариваем об одном и том же, и согласие давно достигнуто, но мы не замечаем этого, потому что для определения одних и тех же явлений используем совершенно разные слова.
И ладно бы, если бы это происходило только на уровне частных бесед, но этой кашей переполнены учебники и значимые статьи.
В академических текстах путаницы меньше, хотя и там встречается, но академические тексты все больше "про теорию", а нам чаще хочется "про практику" - приходится "пробираться" сквозь собственные предположения о том, что на самом деле имеется в виду именно в этом месте под словом, например, "подход"
И самое обидное, что никак это пока не исправить (почему, здорово описано в статье, которую я недавно нашла в Киберленинке и выложила здесь для заинтересованных по ссылке в конце текста).
Итак.
Методология современной психотерапии - предмет дискуссионный.
Сразу оговорюсь, все, что написано ниже - это мой способ ориентироваться в профессиональной среде, который мне лично процесс понимания, взаимодействия и идентификации в ней облегчает и, кроме того, укрепляет мою уверенность и устойчивость. К тому же, окончательно он сложился лишь сейчас, когда я благополучно закончила писать этот текст. Да, и примеры я использовала, преимущественно, из тех методов, с которыми хорошо знакома - психодинамических, а вот в примерах для других направлений могла и ошибиться. На истинность не претендую, просто делюсь - вдруг кого заинтересует, понравится и пригодится. И буду рада, если вам захочется поправить ошибки и неточности (это я про примеры).
Из всех перечисленных в схеме понятий наименьшее количество дублетов, синонимов и определений имеют лишь два: "направление" и "метод"
Направление
- (принцип) подход к понимаю проблем клиента (пациента), специфический взгляд на психику, отправная точка для построения концепций методов;
- группа методов, имеющих некоторое концептуальное сходство в теориях, (следовательно, представители одного направления будут иметь в чем-то схожее мировоззрение) и некоторое сходство в практическом, то есть технологическом (методическом) воплощении этих теорий.
Направлений, как известно, в современной психотерапии (со времен Аарона Бека) - три (отправные точки для построения практических и теоретических концепций в каждом направлении я описала очень кратко и очень общо, примерно и упрощенно)
1) психодинамическое (личность - это структура, создающаяся внутренней динамикой; чтобы помочь, надо увидеть причины противоборств и дефекты структуры ими вызванные и скомпенсировать дефекты)
2) феноменологическое / гуманистическое (личность - это процесс, существующий в моменте и контексте; чтобы помочь, надо описать точки стагнации и найти способы "запустить" процесс)
3) когнитивно-поведенческое (личность - это мысли и убеждения, организующие поведение и деятельность в целом; чтобы помочь, надо найти неосознанные дезорганизующие убеждения и изменить их)
Метод
[от греч. méthodos - путь исследования]
Согласно словарям, это
- способ действия в процессе познания или теоретического исследования;
- способ действия в процессе практического осуществления чего-либо;
Методов, как известно, в психотерапии великое множество, и далеко не все из них можно отнести к одному единственному направлению. Большинство современным методов эклектичны, либо ассимилятивны. Кроме того, существуют "методы", которые, по сути, являются школами или методиками, пользующимися определением "метод" в силу специфичности способов практического осуществления теоретических положений.
Однозначно относящиеся к определенным направлениям методы это, например,
- психоанализ, юнгианской анализ, интерперсональная психология (психодинамическое направление);
- экзистенциальный анализ, гештальт-терапия, гуманистическая психотерапия (феноменологическое направление);
- КПТ, РЭПТ (когнитивно-поведенческое направление);
К эклектичным, пожалуй, — транзактный анализ, НЛП, системная семейная психотерапия, арт-терапия.
К специфичным - психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, символдрама, арт-терапия опять же.
Ну, это так, в первом приближении.
Внутри методов часто возникают школы.
Школа
- ответвление метода, основанное на развитии и углублении отдельных элементов, мало исследованных или спорных областей теории;
- обычно школа пользуется понятийным аппаратом и методологией исходного метода, дополняя, "переобъясняя" или конкретизируя их;
- часто школа разрабатывает свою методологию (и/или на ней основывается) программу обучения и систему верификации.
Например, школа объектных отношений в рамках психоанализа. Нередко и школу, и последователей называют по имени основоположника теории: "кляйнианская школа", "кляйнианцы"
С этого места начинается особая путаница смыслов и определений, потому что, во-первых, вместо термина "школа" часто звучат слова "метод", "подход" и "направление". Слово "подход", надо сказать, вообще часто используют вместо второго слова "терапия" и в любых ситуациях неуверенности или расплывчатости: гештальт подход, психодинамический подход, поведенческий подход…
Во-вторых, с этого места на первый план в понимании архитектоники психотерапии выходит практика, но многие методы развиваются в двух направлениях - как научная дисциплина на стыке философии и психологии и как помогающая профессия - и эти направления развития могут сильно расходиться.
Итак, для развития практики представители методов и школ разрабатывают свою методологию (или же она выкристаллизовывается со временем логично проистекая из теории).
Методология
[от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо»]
- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности,
- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности,
- учение об этой системе.
Другими словами, это аргументированное объяснение того, как, какими способами, через какие методики и техники лучше всего предлагаемая теория может быть воплощена в практике, то есть, во взаимодействии с клиентами.
Например, практика психодинамических методов основывается, прежде всего на анализе переноса, контр-переноса, анализе сопротивления и интерпретации, далее, каждый метод добавляет к этим основным методикам свои специфические технологии (например, в классическом психоанализе к методике относится сеттинг и принцип нейтральности, в аналитической психологии - активное воображение.
Феноменологическое направление основывается на принципе описательности, принципе уравнительности и правиле "эпохе", далее каждый метод по-своему развивает деятельность на основании этих принципов, как-то с ними обходится.
У КПТ-терапевтов - свои три кита - конвенция, интеграция, система.
На основании основных положений каждого метода разрабатываются и возникают специфические для данного метода методики (технологии)
Методика
[от греч. methodikē - правила речи]
В академических словарях: совокупность методов обучения чему-либо (здесь важно сказать, что слово метод в тех же словарях имеет два определения, одно из которых я приводила выше, а другое относится только к действию, практике, в этом смысле, например, "метод амплификации" синонимично "технике амплификации" - то есть, метод в данном случае "способ действия" Для себя я, чтоб не путаться опять же, предпочитаю в этом месте использовать слово "техника" и при чтении "перевожу" для себя текст таким образом) практического выполнения чего-нибудь.
Слово "технология" в словарях имеет похожее описание значения: "совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л".
То есть, методика - это
- совокупность средств, приёмов и техник практического взаимодействия терапевта с клиентом.
К специфичным методикам методов можно отнести, скажем, методику анализа сновидений в аналитической психологии, методику работы с сопротивлением в психоанализе, методику построения эксперимента в гештальт-терапии, методика эмпатического слушания в гуманистической психотерапии, реципрокная ингибиция или парадоксальная интенция в КПТ.
Методика состоит из техник.
Техника
(греч. technike, букв. искусная)
Совокупность и последовательность приемов, применяемых во взаимодействии с клиентом.
Общими для всех направлений могут, пожалуй, считаться техники фасилитации, конфронтации, поддержки и прояснения.
Разные методы могут использовать похожие или одни и те же техники, адаптируя их под свои принципы, как, например, техника дневниковых записей, интерпретация, нарративные техники (техники анализа нарратива), техника конфронтации, техника сократовского диалога. Во множестве ассимилированы разными методами техники арт-терапии и библио-терапии.
К специфическим техникам можно отнести, например, технику свободных ассоциаций или технику молчания в психоанализе, технику амплификации в аналитической терапии, технику двух стульев в гештальт-терапии, аффирмации или технику мозгового штурма в КПТ.
Можно сказать, что техника состоит из приемов, которые чаще называют интервенциями. Собственно, по большому счету, интервенцией является уже само присутствие психотерапевта в кабинете.
Интервенция/приём
- отдельное действие, движение
- способ совершения определенного действия
Например, объяснительная метафора, притч, цитата, взгляд в глаза клиенту, когда он рассказывает что-нибудь, или удерживание "покер-фейс", вопрос, уточнение, кивок, согласие, выраженное жестом мимикой или простым "угу", или, напротив, несогласие.
Интервенция является ценной только тогда, когда она помогает клиенту взаимодействовать с терапевтом или изменить мнение или поведение которое он использует прямо сейчас.
Интервенции используются, в том числе, для реализации техник.
Обещанная статья: https://vk.com/doc414629275_662365391?hash=TZvSku2S3a2eEKEsl8oDPsQvO5378zhLcYhMI0Ocd1o&dl=bVvw2EppZHIwk7OHusEPSSo5MsVlZgIJWaodkgZAkUD
Автор: Збронская Марианна Феликсовна
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru