Найти тему
Театр, кино

«Голда. Судный день» (2023), «Кожа» (2018). Два фильма Гая Наттива.

постер к фильму "Кожа"
постер к фильму "Кожа"

Фильм «Кожа» получил премию «Оскар» в 2019 году в категории «Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм стоит того, чтобы его посмотрели. Во-первых, это 21 минута острых эмоций. 21 минута, насыщенная драматизмом и авторским темпераментом.

Во-вторых, его стоит посмотреть, чтобы лучше понять, какие темы несёт Гай Наттив, и как оттачивается его самобытный стиль.

Фильм «Кожа». Сюжет. Небольшой супермаркет, темнокожий покупатель улыбается 10-летнему белому мальчику. Из-за этой улыбки две банды начинают безжалостную войну.

...Две женщины, объятые горем. Два мальчика (сын скинхеда и сын афроамериканца), которые входят в большой мир надломленными, познав его чудовищную несправедливость.

Здесь виден почерк режиссера. Самая кульминационная сцена – превращение скинхеда в чернокожего путем тотальной, покрывающей все тело, черной татуировки. Словно под лупой мы видим иглу с черной тушью. Капли бликуют. Сцена снята холодно, отстраненно, выпукло. Точно выверенная оператором композиция кадра. Оператор Дрю Дэниелс.

кадр из фильма "Кожа"
кадр из фильма "Кожа"

Фильм «Голда. Судный день» рассказывает об одной из самых противоречивых политических фигур второй половины XX века — израильской Железной леди Голде Меир. 19 дней из жизни 4-го премьер министра Израиля. Она была на посту премьер-министра во время войны Судного дня 1973-го. Это самый тяжелый вооруженный конфликт в истории молодого государства Израиль.

-3

Стиль фильма – те же сверхкрупные планы, разбросанные экономно, выстреливающие по-снайперски точно. Здесь они помогают создать портрет главной героини. Конечно, много крупных планов Хелен Миррен. Стоит ли говорить очевидное, что в ее глазах – и горькие думы, и отсветы военных трагедий. Но особую выразительность неожиданно приобретают кадры достаточно приземленные и бытовые.

Голда Меир временами словно под лупой. Она в ванной, ее покатая влажная спина, опущенные плечи. В фильме часто мелькают кадры – щиколотки отечных ног пожилой леди, ее узнаваемые «туфли Голды», как их любовно называли израильтяне.

Занозой засели в мозгу кадры: камера словно жук, пролетающий прямо над пробором седых волос – с темечка до лба. Кадры выстроены парадоксально, остро, тревожно. В фильме «Голда. Судный день» работал оператор Яспер Вольф. Что характерно, он по второй профессии сценарист.

Видна хорошая интеллектуальная работа оператора, тонко чувствующего замысел режиссера Гая Наттива.

Гай Наттив говорит про себя так: «Я израильтянин, родился в Израиле в 1973 году, в год войны Судного дня. Моя мать носила меня в убежище, пока отец был на войне. Я вырос на историях об этой войне. Я рос с мыслью, что мы были сильнее, влиятельнее и что мы победили. Голда Меир была героиней. Однако уже во взрослом возрасте я узнал, что все не совсем так. Это был наш провал по многим показателям. Поэтому для меня Голда Меир — завораживающий персонаж, но очень сложный».

Голда Меир
Голда Меир

Немножко истории.

Израильтяне неоднозначно воспринимают ее личность. Ее имя навсегда будет связано с провалом войны Судного дня. Голда была не тем человеком, не в том месте, не в то время. Ее вынудили стать премьер-министром, а потом заставили разбираться со всем этим хаосом. Упреков в ее адрес много, однако, именно благодаря ее дипломатическим талантам Израиль вышел из войны победителем, правда с огромными потерями. И она принимает эту вину на себя.

Цена ошибки крупного политика очень высока. Об этом сценарий. Тем объемнее получилась главная женская роль. О таких ролях многие актрисы мечтают всю жизнь.

Крупные весомые темы. В российской драматургии есть мало персонажей такого уровня. Например, горьковская Васса Железнова. Сильная женщина, которую ломают обстоятельства.

В истории Голды похожее тяжелое испытание. Она приняла такой тяжелый удар в очень преклонном возрасте, на закате своей карьеры. Но не сломалась, хотя минуты ее человеческой слабости в фильме показаны.

Только что мы видели подавленную старуху, и вмиг она становится железной леди в сцене жестких переговоров с Киссинджером. Голда просто парализует его своей волей, напором и знанием его слабых мест.

Дуэт Хелен Миррен и Лива Шрайбера – это сердцевина фильма. Генри Киссинджер — американский еврей, который занимал должность государственного секретаря США во время войны Судного дня.

Дуэт Хелен Миррен и Лива Шрайбера
Дуэт Хелен Миррен и Лива Шрайбера

Сценарий фильма подвергся критике. И его есть в чем упрекнуть. Представители силовых структур показаны временами почти карикатурно. Хотя трудно представить себе, что министр обороны Израиля Моше Даян ведет себя как неврастеник. Даже во время телевизионного интервью в студии, а не только в минуты, когда он наблюдает ужасающий театр военных действий. Хотя в реальности Моше Даян обладал огромной силой воли. Колоритный персонаж истории. Одноглазый орел пустыни, как его называли.

Конечно, чем слабее выглядит мужское окружение Голды, тем она мощнее и значимее. Однако…

Кадр из фильма. Военный совет
Кадр из фильма. Военный совет

Заслугой сценария считаю тот факт, что ни разу не упомянута история женской судьбы Голды. Она абсолютно отрезана от нашего внимания. По сути фильм показывает не путь Героини, а путь Героя. Просто этим героем является женщина. Это сильный прием сценариста Николаса Мартина.

Кадр из фильма
Кадр из фильма