Привет, друзья!
На одном из интернет-ресурсов ко мне с вопросом обратилась мама ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Я понял, что еще ни разу не писал ничего про гиперактивных деток. А ведь такие вопросы задаются не первый раз.
Внизу памятка для родителей и педагогов гиперактивных деток и детей с СДВГ. Без методичек и воды, только несколько чисто практических инструментов, которые можно взять и попробовать:
1. Главный фокус при работе с гиперактивными детками – создание дисциплины вне учебы. Не жесткая последовательность действий, которую определили вы, а режим, который выстраивается пару-тройку месяцев. Это гораздо важнее, чем мотивация, в виде конкретного посыла к нужному действию.
У вас есть семейная традиция по выходным совершать пешие прогулки – соблюдаем вместе.
Любите смотреть что-то вместе? Тогда вторник – день кино.
В идеале предлагать ребенку принимать участие в организации совместного досуга.
Здесь главный посыл: учим брать ответственность на себя.
2. Создайте образовательное пространство: место, где занимается ребенок, должно быть организовано им, а не вами. В этом пространстве должно быть все в таком виде, каком хочет ребенок, но с условием, что это обусловлено чем-то важным для учебы. «Творческий беспорядок» для учебы не нужен, а вот тетрадки и папки в том месте, где удобно ребенку, а не вам – отлично.
Основной посыл – организация рабочего места ложиться на него, а не вас. Вы лишь требуете порядка на его рабочем месте.
3. Если ответственность за организацию рабочего пространства - вотчина ребенка, то с него и спрос.
3.1. Просите ребенка помогать по дому. Именно просите, не хочет – не нужно. Найдите ту деятельность, которую он с большой вероятностью захочет выполнить и попросите. Когда ребенок делает что-то сам, он гораздо мотивированнее, чем после прямого приказа.
Основной посыл тот же – научить ребенка принимать на себя ответственность за важные и продолжительные дела. Сначала рабочее место, после досуг, потом работа по дому, а следом свою учебу.
4. Контроль времени. Акцентируйте внимание на временных промежутках. Гиперактивным деткам тяжело контролировать время.
В этом помогут интерактивные задачи на определения времени. Работа с циферблатом аналоговых часов (можно онлайн).
Основной метод – в быту чаще просите контролировать время.
«Засеки, пожалуйста, сколько мы будем в магазине, я что-то совсем устала, а мне надо позвонить по работе ровно через 35 минут. Не хочешь? Ну тогда поставь таймер на телефоне – скажешь потом сколько»
«Как ты думаешь, а сколько времени у нас займет дойти вон до того здания?»
Все, что хотите и как хотите – научить контролировать временные промежутки и свои действия во времени.
5. Чаще задавайте вопросы, заставляющие думать о последствиях. Простые разговоры в быту о разных ситуациях и действиях, которые влекут неожиданные последствия. Деткам с СДВГ сложно строить причинно-следственные связи. Сложно думать о долгоиграющих последствиях. Они мыслят «здесь и сейчас».
Метод – заверните эти трудно понимаемые связи в биографии интересных людей или разные исторические казусы.
Еще деткам очень заходят притчи.
6. Спорт – наше все. Точнее активность. Отлично, если ребенок ходит на секцию, где может выплеснуть всю энергию. Бегать, прыгать и кричать, да еще и получать похвалу за это – невероятное наслаждение для детей.
Метод – делать домашнее задание или другие уроки только после активности. Если нет тренировок, то здорово побегать на улице или погулять.
Стоит позволять делать перерывы на активность через какое-то время.
7. Работа блоками. Тайминги разные, но в среднем это 20 минут работы и 5 минут постоять на голове. Вообще говоря, вы можете использовать излишнюю активность и позволять делать уроки стоя.
Пару раз такое сработало у меня с учеником: в школе то и дело третировали за излишнюю активность, а тут на уроке можно стоять и мять слайм! Как итог, поэтапно дошли до полноценных 45 минут занятий сидя.
8. Дайте пул задач, в которых он может покопаться и выбрать то, что хочет делать.
Когда ребенок может сам выбрать себе деятельность – это здорово мотивирует. Не давайте задачу сделать уроки, а спросите, что будем делать сегодня из… дальше на выбор. Понятно, что уроки обязательные. Но на какое-то время можно пожертвовать некоторой обязательностью – без фанатизма, - для достижения нужной мотивации.
Надо сделать биологию? Тогда к ней добавляем интересный фильм по теме, а еще вот книжечку про космос – так и формируем интерес.
9. Подключите всех, кого можете. Учитель в школе, школьный психолог, заботливая бабушка, которая делает уроки по вечерам – все, кто работает с ребенком, должны действовать «единым фронтом»!
Как только появляются разные варианты выполнения обязательств, без режима и стабильности, о которых говорил выше, сразу появляется возможность манипулировать и выбирать тот вариант поведения, который выгоден, а не полезен.
Новая учительница дает современную методику горизонтального обучения и не требует от учеников строгой дисциплины, а бабуля старой закалки по вечерам достает ремень – такое обучение будет не самым продуктивным:)
10. Мультисенсорные уроки – когда задействовано несколько органов чувств на уроке.
Различные интерактивные уроки: онлайн тренажеры, интерактивные доски (топ для занятий математикой), презентации с красочным визуалом – все, что заставит не только думать, но и смотреть, слушать, чертить.
Больше наглядности и ВАУ эффекта.
Графики, презентации и диаграммы. Любит комп? Отлично! Обучающие видео и красочные лекции.
Еще неплохо заходит тренировка слепой печати. Когда нужно смотреть на экран, писать руками и сосредотачиваться, тогда неплохо бы посидеть на месте. Для гиперактивных деток это хитрый прием, но не всегда работает. Зато если уж зацепит, то не оторвать:)
Общий принцип, что нужно держать в голове при таких сложных задачах:
Концентрация – усидчивость – собранность. В моменте вы можете требовать только одного!
И применять любой из методов с прицелом строго на одну характеристику! Гиперактивным деткам тяжело делать все и сразу. Поэтому делаем все поэтапно. После можете пробовать увеличить темп. Но начинайте медленно, экспериментируйте и не спешите.
В целом, добиться видимого результата можно уже через полгода.
Удачи вам, надеюсь, это оказалось полезным!
UpTalent