В августе 2020 года я рассказывала о своем не вполне удавшемся знакомстве с музеем "Домик няни А. С. Пушкина": когда я приехала в Кобрино, изба Арины Родионовны реставрировалась, и с музейными экспонатами пришлось знакомиться в выставочном зале.
В январе 2022 года музей открылся после ремонтных работ, но мы смогли выбраться туда только в прошедшее воскресенье. Неожиданно для себя попали на День открытых дверей, проводимый в рамках Форума малых музеев, и посетили домик няни бесплатно.
Крыльцо избы Арины Родионовны расположено в двух шагах от калитки, но прежде чем туда попасть, нужно купить билеты в так называемом амбаре ― административном здании, где находится билетная касса, сувенирная лавка, выставочный зал, помещения для мастер-классов.
За амбаром скрывается туалет системы "дырка в полу".
Пока я оформляла билеты, дети развлекались на "Поляне сказок": катались на качелях и пытались узнать героев пушкинских произведений в деревянных скульптурах. Кстати, скульптурные работы для музея выполнили студенты СПГХПА им. А. Л. Штиглица.
Напротив входа в домик няни под деревянным навесом обнаружили особо ценный экспонат ― сохранившиеся венцы из бревен, соединенных "в обло".
Эти венцы, печь да центральная потолочная балка (матица) ― все, что осталось от дома, в котором бывала Арина Родионовна. Все остальное, говоря языком специалистов, ― "модель старого дома в натуральную величину", а, по-простому, ― новодел.
Стал ли музей из-за этого менее интересным? Для меня ― нет. Здесь по-прежнему можно познакомиться с устройством русской избы, особенностями крестьянского быта конца XVIII-начала XIX века, поговорить о необычной судьбе крепостной крестьянки, имя которой известно каждому российскому школьнику.
Переступив через порог, мы попадаем в сени ― неотапливаемую часть жилища. Здесь сохнут травы и веники для бани, хранятся съестные припасы и всевозможный хозяйственный инвентарь.
Справа от входа ― дверь, ведущая в дровяник, сарай для хранения дров. На двери закреплен ростомер, с помощью которого можно не только измерить свой рост, но и сравнить его с ростом Петра I.
Слева ― дверь, ведущая в горницу. Главное место в горнице занимает русская печь. Детей позабавил тот факт, что в печи не только готовили еду, но и парились, забираясь внутрь через широкое устье ― хайло. Попутно выяснили, что грубое жаргонное выражение "закрой хайло" в прямом значении звучит вполне прилично.
По диагонали от печи ― красный угол с иконами.
Вдоль стен ― лавки, накрытые домоткаными половиками. Рядом с печью ― узкая кровать хозяина и хозяйки избы. На стене ― праздничный наряд крепостной крестьянки: белая кофта и красный сарафан. На матице, той самой подлинной потолочной балке, сохранившейся с XVIII века, подвешена колыбелька.
Вокруг ― огромное множество предметов, характерных для крестьянского быта: прялка, чесалка, мутовка, чугунки, ухват, рубель, старинные утюги на углях, детские игрушки. А вот единственная вещь, которая принадлежала самой Арине Родионовне ― домотканая торба ― в музее отсутствовала, она гостила на выставке в Гатчине.
Музей можно посетить с экскурсией, а можно осмотреть самостоятельно. Если вы приезжаете с детьми, то рекомендую заказывать экскурсию или самим погружать детей в контекст, иначе о крестьянском быте может создаться нарядно-лубочное представление.
Об истории появления музея и некоторых его экспонатах я рассказывала в предыдущей заметке (ссылка на нее внизу).
Подробности о графике работы и услугах музея на сайте Музейного агентства