Найти тему

Заметки о моде #3

Ранее я обратил ваше внимание на искусство перфоманса и акционизма. Фотографии, в данном случае или инструмент, встроенный в организованное событие, или фиксация процесса перфоманса/акции. Простые снимки, представляющие собой другой вид искусства - фотографию.

Перфоманс с акционизмом одинаково занимают пространство и время собой, разворачиваясь в событии, но предъявляя различные требования ко внешнему и к реципиенту. Перфоманс остро нуждается в реципиенте, побуждаемом рефлексировать, осмыслять себя присутствующим в происходящем или около/возле него, открывая разные степени участия, физической и эмоциональной вовлеченности.

Акционизм же существует параллельно с избранным его автором событием, складывая свое наполнение из аналогий и сходств, что, метафорически выражаясь, дают зрителю 2 точки, через которые он проведет прямую - траекторию, указывающую направление для поиска смысла.

В отрыве от этих активных, претерпеваемых качественно иначе видов искусства существует мода - огромнейшая индустрия, где искусство - один из способов быть и открываться. Ниже представлены серии фотографий, в чьи свойства входят флёр разрушения, жестокости и насилия. Некоторые из них самобытны, иные - только дополнение, деталь в сложном творении художника.

Показ "Gucci - Cruise" с лозунгом "A collection to die for". Все происходит посреди владений старинной фамилии в гуще руин. В легкой по сути постановке прорываются пламя и освещение, преследующее полет дыма; они режиссируют границы представления. Публика втягивается в событие, находясь по одну сторону границ с показом коллекции. Благодаря наличию самодостаточного смысла (показ) все происходящее не превращается в перфоманс. Там был свой зритель, придающий вес содержанию, для которого фотографии - фотофиксация, демонстрирующая художественные приемы.

-2


Далее яркая синева падения платья Iris van Herpen. Настоящий перфоманс, чье исполнение на себя взяла чемпионка по скайдайвингу. Мы наблюдаем за этим опосредованно, стандартный арсенал модельера - фотоснимок - фиксирует и создает. Нам показывают внешний вид платья, как отголосок альтернативы витринам, но еще - фрагменты особого процесса, чей кадр несет импульс падения.

-3

Жизнь Александра Маккуина была коротка, многие показы, пришедшиеся на вторую половину 90ых-начало 2000ых в принципе часто отличались эпатажностью: грязь, кровь, тревога, опасность. Они обладали сценографией и хореографией, ощутимой композицией и организацией. Они полны приемов, пущенных в ход ради одежды, воплощающей собой видение, которое дизайнер хотел передать вместе со всем сонмом ассоциаций и образов, роящихся в объеме слова "вдохновение".

Так, во время показа "Joan" зрителям открылось инфернальное пришествие Жанны Д'Арк, женщины и мученицы. Алый взгляд каждой модели проносил перед публикой кровавые слезы убиенной воительницы, нависшие над костром и тканью. Снимки "Joan" - свидетельство события, оно не было перфомансом опять же ввиду наличия иной цели и природы, однако раскрывалось по лекалам перфоманса, меняющего обстоятельства присутствия зрителей, символическую реальностью вокруг.

-5

Журнал "Dazed and Confused", ныне именуемый"Dazed". Пачки снимков, эксперименты 90ых, особый вызов вниманию и насмотренности поколения, вязнущего в гламуре и глянце. Лично для меня его стилистика со склонностью в бунтарству и панку стоит где-то около богатого и агрессивного гламура Philipp Plein. Однако сути это не меняет. Перед нами 2 снимка, обложка и кадр страницы. Оба снимка созданы ради того, чтобы занять место, сопроводить и привлечь внимание. Они существует только вместе с чем-то, их самостоятельное и отдельное от журнала нахождение будет совершенно неопознанным: такие снимки могут оказаться почти где угодно со своей наглядностью. Жестокость, насилие, явно подмешаны к тексту и остальным картинкам, чья причина появления только в броскости, в пребывании в качестве множителя чувств от цельного проекта - журнала.

Что насчет последних двух кадров? Работы фотографа Криса фон Вангенхайма конца 70ых. Это образец более сложного фотоискусства. В фотографе нуждаются модные дома, его творение несет отпечаток как собственного авторского стиля, так и духа модного дома, которые предстоит выявить и раскрыть зрителю. В данном случае, даже при сохранении габитуса коллекции и дизайнера снимки окажутся вехой истории, расширенной биографии их автора и причины, произведением нового искусства.