Пьер Дриё ла Рошель - выдающийся французский писатель XX в., произведения и судьба которого заставляют прочувствовать весь характер предыдущей эпохи. Традиционно, в России о Пьере Рошеле известно мало, современная публицистика и научная сфера не пестрит исследованиями, касающимися личности и идей французского мыслителя, по чем зря, ибо сказать здесь можно много чего.
Относительно недавно, издательством "Опустошитель" были опубликованы несколько новелл Рошеля, которые сам автор наименовал "Комедия Шарлеруа". Предисловие работы было написано главным редактором издательства, и ярко отражает как характер, так и смысловой посыл работы, привожу частично оное ниже.
«Комедия Шарлеруа» — сборник рассказов о Первой мировой войне, вдохновленных личным опытом Дрие ла Рошеля. Опытом не особо продолжительного и не особо успешного участия во всеобщей бойне. Неудивительно, что Рошель считал современную войну — войной машин, а не людей, наукой, а не искусством»[1].
Сборник сих рассказов и правда максимально погружает в атмосферу желчи, ужаса, страха и прочих негативных корреляций. Состоит оный из 6 глав (Комедия Шарлеруа, Геройство Грюмме, Дарданеллы, Лейтенант стрелкового полка, Дезертир, Конец войны), каждая из которых внутри представляет из себя полную деконструкцию человеческой психологии и онтологического бытия военного периода, с которыми Рошель справляется, как настоящий профессионал, что и не удивительно, с учетом, что это не первая работа подобного рода от французского экзистенциалиста.
“Комедия Шарлеруа” - сатирическая пьеса, написанная в 1956 году. Она рассказывает о жизни в маленьком городке Шарлеруа во Франции, где происходит ряд комических ситуаций и приключений. Главный герой пьесы - молодой человек по имени Пьер, который пытается найти свое место в жизни и решить свои личные проблемы. Рошель, придаваясь своему слогу, высмеивает многие аспекты жизни в Шарлеруа, включая бюрократию, коррупцию, мещанство и другие социальные проблемы, приправленные нотками любви, недопонимания, грязи и, что самое главное для Рошеля в этом сборнике рассказов - страха. “Комедия Шарлеруа” стала одной из самых известных пьес Рошеля и была поставлена на многих сценах во Франции и за ее пределами. Но хотелось бы обратить большее внимание на сам подход Рошеля и на его видение военных действий и тех эмоций, что он оставляет в своей работе.
Бегство от себя
В течение всего собрания новелл, нас преследует одна и та же мысль: "человек не должен жить в вечном состоянии катарсиса". Пьер не может понять смысла его принадлежности к воюющей стороне. Ему противно и тошно сражаться за тех, кто терпит на войне поражение, ему желается побеждать, быть потомком тех славных революционеров, он горд быть потомком Первой империи. Не зря уже в самом начале Рошель погружает нас в атмосферу французского положения в период немецкого продвижения по территории франков, заключая, что:
"все было похоже на пересмотренное и расширенное переиздание 1870 года. Я вспоминал пессимизм моего дедушки. Он видел коммуну и не мог забыть Седана. Я вспоминал хвастливый реваншизм моего отца. Я забыл, что и саам участвовал в фамильных шествиях Мильерана и Пуанкаре". (с. 19)
Но предки героя новелл так же не попали на славный для Франции период Наполеоновских войн, когда слава и победы грозились и били по всему миру. Нет, его корни застали позорное для всех французов поражение под Седаном Наполеона III. Аустерлица не случилось, зато произошла позорная сдача в плен Бисмарку. Нет, это не только политическое действие, это еще и акт метафизический: Франция, ее император, сдается другой европейской державе. Периоду господства франков пришел конец, на сцену выходит романо-германский этно-культурный тип.
И разве можно жить в таком мире, где твоя держава потерпела позорнейшие поражения за поражениями, а ты, обычный пехотинец, никак не можешь повлиять на это? Нет, остается только бежать. Но бегство от страны, которую ты всей душой любишь - невозможное явление. Что толку от бегства одного из конфликта миллионов? Потому Рошель и вопрошает:
"Что общего между моими детскими мечтами, в которых я был вождем, свободным человеком, распоряжающимся и рискующим своей кровью только для великих дел, и моим реальным положением одного из десяти миллионов клейменых телят и волов?" (с. 23)
Ответ не заставляет нас долго ждать. Мы не успеваем дать ответ самостоятельно, как Рошель точно и жестко отвечает:
"Кот проявлял самую героическую покорность, какую когда-либо видела История, испокон веков орудующая стадами. Скоро явятся мясники". (с. 23)
Но от них невозможно убежать, нельзя спрятаться, не получится договориться. Мясники придут для того, чтобы получить самое главное - мясо. Но ты не можешь бежать от них: как стадо телят, которые не могут покинуть хлев, ибо стадный рефлекс берет над ними верх, так и над человеком стадный рефлекс берет верх, запрещающий и мешающий оному творить, создать. Именно процесс избрания внутренней дисгармонии, деконструкция внутреннего "я" и есть бегство от себя, которые пытается реализовать Пьер Дриё. Если угодно, это попытка модернизации Юнгеровского леса.
Испытание страхом и ужасом
"Бывают события, бывают испытания настолько серьезные, что они сразу исчерпывают все наше существо, все его возможности". (с. 37)
О войне написано много текста, каждый из которых затрагивает различную социологическую проблематику, философское видение мироздания и прочие вещи. Однако, в глаза войне смотрят не многие, и глядя на нее, отдают себе отчет о том, какова же она на самом деле - тоже, но еще в меньшей степени люди сохраняют свой здравый рассудок после войны. Ибо когда ты не понимаешь смысла происходящей бойни, то и желания участвовать в ней нет тоже. Не так ли?
Ответ прост: не так. Рошелю не важна причина Первой мировой войны. Его не заботят бойни, победы и поражения, слава и трусость. Нет, все это уходит на второй и третий планы со временем его пребывания на передовой.
На первом месте для Пьера, прежде всего, закалка собственного "я". Испытание страхом и ужасом, умение упредить и перебороть эти чувства и эмоции. Ибо о какой такой победе можно говорить субъекту, если оный сам разрушил в себе созидательно-практическую личность, более не способную к воспроизводству интеллектуального и любого другого созидательного блага?
"Победа людей. Над кем? Ни над кем! Над всем! Над природой? Дело не в том, чтобы победить природу или превозмочь ее, а в том, чтобы осуществить предельные возможности природы" Могущество - внутри нас! Дело не в том, чтобы с помощью мужества одолеть страх, а том, чтобы растворить страх в мужестве и мужество в страхе, и отдавшись порыву, дойти до крайней его точки" (с. 59).
Но вывести на предельно новый уровень это могущество своего "я", это мужество невозможно без борьбы, которая на войне часто приводит к смерти. Как же побороться с этим страхом смерти, когда на войне ты всегда находишься в шаге от оной? Рошель незамедлительно дает четкий ответ, который по истине можно считать девизом всей книги:
"Я не мог мечтать о полной, захватывающей жизни без того, чтобы не мечтать о смерти, без того, чтобы не принять свое уничтожение. (с. 61)
"Комедия Шарлеруа" Дрие ла Рошеля - произведение утонченное. Автор в своем классическом стиле рассуждает о эсхатологических смыслах, подрывая при этом онтологические помышления обыкновенного, незаурядного взгляда на представленные события. Рошель - писатель и мыслитель XX в., чьи произведения неутомимо и точечно заставляют задуматься о мире вокруг, внутри, и снаружи, посредством множества как философских, так и литературных оборотов. Не зря французский писатель считается одним из классиков национальной литературы.
[1] Все цитаты по: Рошель П. Комедия Шарлеруа. М.: Опустошитель, 2023. 268 с.