Мода попала под мой интерес во время работы над эссе и в процессе продумывания тезисов об устройстве современной культуры (например, ее образ в качестве вещи самой по себе, следствие эволюции романтической мысли о приближении к вещи самой по себе через искусство), ее отношении с искусством, эстетикой.
Поделюсь видео, которые неоднократно пересмотрел, записывая примечания.
https://youtu.be/cjUmZ0DDXH4 - футуристичность, одно из ярчайших имён моды сегодня - Оливье Рустен.
https://youtu.be/aV75FYR_0xs - один из последних великих показов новой коллекции. Метаморфозы идеи показов связаны с появлением на авансцене высокой моды таких фигур как Александр Маккуин и Джон Гальяно в 90ые, созданием коллекций, которые задают умонастроение, в принципе идут в разрез с представлениями о практичности и едва ли могут быть носимы, сближаясь с явлением искусства, которое предлагается созерцать. Тогда же показы стали тяготеть к перфомансам, ярким событиям со сценографией, сложными декорациями и запоминающимися жестами. Подобный подход к коллекциям и показам развивался, так как нашёл отклик в мире моды, подпитывающей, в свою очередь, ее индустрию из фэшн журналистов (которых почти не осталось), инфлюэнсеров, блогеров, прочих селебритиз.
https://youtu.be/pL_0eMvzU7s и https://youtu.be/xwJb0-20Ad4 - еще один контрапункт на линии истории моды как искусства, противо-речия концепции трендов, капсульных коллекций и прочего. Событие, преображение облика носителя, создание того, чем можно обладать, что явственно артикулирует ключевую логику высокой моды - проведение различия, внесение лепты в уникальность и индивидуальность. Вдобавок, это творение Ирис ван Херпен перекликается с замечаниями Александра Журавлёва на стриме о современном искусстве: наше воображение, обретшее новый язык и способность быть проговоренной в качественно новом ключе благодаря возможностям виртуального пространства, этого домена фантазмов и вымысла, все же часто ограничивается мышлением и свойственными ему установками, побуждающими переносить уже выкованные по правилам нашей реальности идеи туда, где можно сотворить нечто немыслимое или мыслимое радикально иначе. В творчестве Ирис ван Херпен, глубоко материальном, присутствует этот шаг к границам мыслимого и воображаемого по законам нашей реальности и физической действительности.
Обратите внимание, как звук, являющийся не столько музыкальным произведением, сколько творением саунддизайнера, подхватывает волны плывущей материи, колыхаясь, касаясь нас, точно легкая ткань, скользящая в кадре.
https://youtu.be/60yGE64Xzs4 - творчество Рэй Кавакубо стоит особняком в землях высокой моды, устойчиво ассоциируясь с перфомансами, произведениями искусства и воплощением удивительного. В предложенном видео можно наблюдать концептуальность, лежащую в основе ее коллекций, ее яркость и фантасмагоричность в хорошем смысле слова, вовлекающую в акт творчества романтическую историю о преображении следов антропоцена.
https://youtu.be/gNNIe-j0z2g - схожим с Рэй Кавакубой методом с материей, нашей предрасположенностью видеть ее и оценивать распоряжается Демна Гвасалия, конструируя противоречия нашим ожиданиям, установкам, нарушая законы экономики и делая ценным порой нечто малоценное. Такая логика для многих трудно воспринимаема в контексте одежды, того, что есть в нашей повседневности. Как ценным может быть нечто ветхое или восходящее в своем материальном истоке ко вторичному, к выброшенным вещам? В то же время, если посмотреть на более привычное глазу искусству, мы увидим компоненты, ложащиеся в инструментарий художников, и часто тоже оказывающиеся дешевыми в сравнении с итоговым творением или вторичными, остаточными. Краски, детали конструкций и механизмов, холсты. Да, их совокупность можно суммировать и вывести смету, но над ними возвысится и идея, фигура автора. Любопытно, как это соотносится с текстом, где автор действительно часто умирает, с текстом, чья себестоимость никого не заботит и не интересует.
https://youtu.be/4X86geNxxlA - яркая иллюстрация выстраивания атмосферы, легко узнаваемой и различимой, состоящей из действующих лиц, антуража и музыки.
https://youtu.be/8JKrvQxkIE0 и https://youtu.be/qpkwcpqqv74 - простота живых показов сегодня
https://youtu.be/fnhHX4gjjmE - видео, которое я упоминал ранее, четко порывающее с нашими представлениями о показах как живом действии. Меня увлекла мысль о воспроизводимости театральных постановок, о воспроизводимости многих перфомансов: манекенщиков можно заменить, хотя, безусловно, часто нам предлагают смотреть на конкретных супермоделей и селебритиз, а не столько на творения новой коллекции. Видео же, глубоко построенное на имагинативном, оказывается воспроизводимым только в своей данности и завершенности, закладывая препятствия и даже невозможность воспроизводимости в действительности. Оно может существовать только так и никак иначе, со всеми участниками, на чьи фигуры опирается, со всеми жестами и композиционными решениями, а главное - со всеми спецэффектами и визуальными ходами.
За консультации, разговоры о моде и обсуждения выражаю благодарность Леониду Алексееву - https://houseofleo.ru/