Ученые из Даремского университета (Великобритания) выяснили, как виртуальный фон во время видеозвонка влияет на впечатление о человеке. По их словам, самый эффективный способ расположить собеседников к себе — это разместить за своей спиной книги или растения. Об этом пишет The Guardian.
- В исследовании приняли участие свыше 160 человек. Они оценили подборку изображений людей с разными виртуальными фонами и с различными выражениями лица.
Пэдди Росс доцент университета ДаремаНашей целью было узнать следующее: выгляжу ли я более заслуживающим доверия или компетентным, если, например, сзади меня на фоне есть растения или книжный шкаф, или гостиная, или, может быть, у меня беспорядок и я хочу размыть задний план, или же это пустая стена, или что-то новенькое.
- По результатам исследования, люди, у которых за спиной были растения или книжный шкаф, пользовались наибольшим доверием. Самое плохое впечатление производили люди, если у них на фоне была видна их комната и личные вещи или что-то необычное — например, виртуальное фото животного. Размытый фон же производил нейтральное впечатление.
- Также выяснилось, что, как правило, женщины вне зависимости от их происхождения вызывают во время видеоконференций больше доверия, чем мужчины. Наличие счастливого выражения лица также повышало этот показатель.
Что еще говорят
- Самый популярный совет, который обычно дают инициаторам видеозвонков, — это обеспечить нейтральный фон. Например, журнал Entrepreneur magazine советует не показывать личные вещи во время онлайн-конференции. Однако популярный аккаунт в Twitter* Room Rater, который занимается оценкой виртуальных фонов журналистов и других известных личностей, выступил против однотонных «обоев». Подобные экранные изображения, как отметили эксперты, производят тот же эффект, что и «видео с заложниками».
- Исследование, проведенное учеными из Школы бизнеса Университета Альберты (Канада), показало, что 83% респондентов согласны с тем, что фон помогает производить на собеседников хорошее впечатление. 53% опрошенных признались, что у них складывается первоначальное впечатление о человеке во время видеозвонка во многом исходя из того, что они видят у него за спиной.
- Вопреки распространенному мнению, канадские исследователи полагают, что «стерильный» фон не всегда позволяет говорящему произвести впечатление компетентного сотрудника. Наоборот, наличие каких то личных вещей перед камерой помогает казаться более дружелюбным и искренним.
Британский таблоид Daily Mail, в свою очередь, составил подборку самых нелепых фонов, которые ему удалось найти в соцсетях.
- Например, Алекс Уошберн поделился фотографией, где сзади него находится гора туалетной бумаги. «Пусть мои внуки знают, что их дедушка жил на широкую ногу», — написал он.
- А вот Ларри Р. Ниттлер решил проявить креативность и создал собственный фон — со своим же лицом.
- Джеймс Карст опубликовал фото из Zoom со следующей подписью: «Предыстория сегодняшней онлайн-встречи. Посадка болотных трав в национальном заповеднике дикой природы Биг Бранч Марш».
- Шива Вайдхьянатан решил стать частью мема «отвлеченного парня».
Что делать
За последние годы среди пользователей сформировались негласные правила проведения видеозвонков. Вот некоторые из них.
- Перед звонком нужно проводить тест-драйв качества связи, микрофона и камеры. В этот же момент стоит обратить внимание на фон и оценить, насколько он приемлем для конференции.
- Другое важное правило — предупредить родственников и близких о запланированном видеозвонке и попросить их не мешать.
- Первым камеру обязательно включает тот, кто инициировал видеозвонок. Остальные же следуют его примеру.
- Не стоит пододвигать камеру слишком близко к лицу. Психологи рекомендуютсоздать «зону безопасности» между собой и виртуальными собеседниками, то есть отодвинуться от компьютера подальше.
- Также специалисты не советуют постоянно следить за своим внешним видом перед камерой. Слушатели, как правило, это легко замечают и понимают, что человек, вероятно, не вовлечен в разговор.
- Еще одно правило касается стиля общения. К примеру, если это официальная онлайн-встреча между сотрудниками, то стоит сохранять субординацию и не тратить время на шутки и сторонние темы, говорят эксперты.
В цифрах
И хотя видеозвонки вошли в обиход бизнеса и обычных граждан, эксперты фиксируют, что за несколько лет пандемии люди устали от созвонов.
- Так, самый популярный сервис видеоконференций Zoom вышел на биржу в ноябре 2019 года — тогда акции компании стоили по $61,6 за штуку. Однако ее ценные бумаги резко выросли в 2020 году на фоне пандемии COVID-19. В результате в мае 2020-го капитализация Zoom впервые превысила $50 млрд, а за год акции выросли на 689%.
- Но по мере снятия антиковидных ограничений ситуация для компании стала заметно ухудшаться. 27 апреля 2022 года акции Zoom вернулись к значению $98,14 — как в феврале 2020 года.
- Ученые фиксировали, что у людей развилась так называемая «усталость от Zoom», то есть истощение и выгорание, связанные с видеозвонками. В результате сервис стал быстро терять выручку.
- Кроме того, в 2023 году в Zoom решили уволить 1,3 тыс. сотрудников, то есть около 15% штата. Решение объяснили «неопределенностью в мировой экономике».
- В России количество пользователей Zoom, Skype, MS Teams в течение прошлого года сократилось на 30%, при этом растет популярность отечественных сервисов. По данным МТС, число людей, которые хотя бы один раз запускали сервисы для видеоконференций, в 2022 году увеличилось на 5%.