Найти тему
Альтернативная Италия

Маски прочь: что скрывает самый красивый заброшенный театр Италии

«Театр начинается с вешалки», — утверждал Константин Станиславский.

Мой театр начался с запертых дверей и замурованных запасных входов. А еще с осознания, что я никогда не попаду в святая святых сего архитектурного шедевра со столетней историей: не увижу кинематографичные интерьеры в стиле ар-нуво, декорированные зрительские ложи и глубокую оркестровую яму.

Оставалось сдаться или рискнуть жизнью в прямом смысле слова.

Нужно ли уточнять, что выбрала я?

-2

Действие первое

Декорация: строительная свалка, тонкий карниз и отвесная стена.

Я стою, дрожа от волнения и предвкушения, около грязной стены, высота которой превышает мой рост в несколько раз. У меня ни лестницы, ни стремянки, ни каната.

За этой стеной — он.

Построенный в XIX веке, совершенно блистательный, удостоенный звания культурного памятника. Он не ждет меня. Упивается своим статусом и бережет под импровизированной крышей, сотканной из железных листов, остатки былого величия: зрительские сиденья, три яруса лож на сотни человек да нежные балкончики с витиеватыми арками.

Он самодостаточен.

Уже пережил пару реставраций и сейчас, ослепленный надеждой на генеральную реконструкцию, бережет ресурсы.

Единственное, чего я хочу, это прикоснуться к его сердцу. Взойти на сцену. Заглянуть в яму, прислушаться к призракам музыкальных гениев и вдохнуть привычный аромат чуть сгнившей штукатурки.

-3

Я решаю рискнуть: забыв о здравомыслии, заглушив инстинкт самосохранения, каким-то фантастическим чудом оказываюсь по ту сторону стены.

Едва не сорвавшись, ступаю на хлипкий карниз. Руки потеют, дыхание замирает, тело дрожит. Я балансирую, стараюсь не смотреть вниз. Нахожу какую-то опору и — не помня себя — спускаюсь на твердую площадку, что тонет в строительном мусоре.

Вдыхаю. Вот он, аромат штукатурки, который давно стал главным аккомпанементом всей моей жизни.

Действие второе

Декорация: гнилой пол, алые ленты и зияющие раны, испещрившие всё здание.

Итальянский театр, расположенный в крохотном городишке и окруженный жилыми домами, начал погибать еще в 1950-х.

Да, в начале века он блистал: арии, оперы, балет, всё было при нем. На каждое представление — аншлаг. На громких премьерах — именитые звезды. Будущее — предопределено и прекрасно.

Так было ровно до тех пор, пока маленький город не зарекомендовал себя локальной культурной столицей. Тогда в нем начали строить другие театры, что потеснили нашего гиганта. Он по-прежнему оставался самым роскошным, самым величественным, самым архитектурно наполненным. Но уже не таким желанным.

-4

Как это часто бывает, местные спохватились слишком поздно: «Что имеем не храним, потерявши — плачем». Осознав, что здание погибает, его попытались законсервировать. Спрятать от вандалов, укрыть от стихий, сберечь от времени.

Отчасти — миссия удалась. Однако театр уже никогда не будет прежним.

Сегодня он держится из последних сил: деревянный пол под гигантской ложей сгнил, опустевшие коридоры замарались стыдными надписями незваных гостей, а потолок без неумело поставленных стяжек давно бы уже обвалился.

Я ступаю так аккуратно, как только могу. В голове стучало странное желание: превратиться на ближайшие несколько минут в невесомое создание, отказаться от своей плоти и крови, лишь бы театр позволил задержаться еще ненадолго.

Желание безумное, но объяснимое.

-5

-6
-7

Каждый шаг действительно мог стать для меня последним. Красно-белые ленты, предупредительно обнимающие некоторые пролазы, не врали: за ними чернели полностью обвалившиеся этажи. Доски скрипели так убедительно, что я всем своим существом чувствовала под ними пустоты. Пустоты, простирающиеся на десятки метров в глубину. Крыша из железных листов, отыгрывающая заунывную кадриль, казалось, вот-вот обрушится на мою голову.

Еще никогда мне не было так страшно. Так страшно — и так будорожаще красиво.

-8

-9

Действие третье

Декорация: гипсовая лепнина, суфлерская будка и главная сцена

Я добрались до последнего этажа — с него открывался самый прекрасный вид на ложу.

Маленькая площадка в несколько метров, где едва умещалось пару человек, словно насмехалась над нами. Крохотная, беззащитная, она вибрировала, скрипела, пыхтела. Пугала мрачными обрывами, что тянулись до нижних этажей.

Я боялась даже дышать.

-10

С этой высоты театр напоминал смертельно больного капризного гения. Он все еще вызывал уважение и страх, но мне стало в мгновение очевидно, что красавцу осталось недолго.

Здание пережило страшнейший снегопад в 1970-х, после которого обвалилась крыша. Пережил косметическую реконструкцию крыши. Пережил вандалов. Но сколько ему еще терпеть?

Я взглянула на хрупкие деревянные сиденья, которые олицетворяли весь ужас его положения. И моего тоже. Кресла эти, вздувшиеся и умирающие, когда-то купались в дорогих тканях. Вздрагивали от оглушительных оваций. Прятали в бархате позолоченные бинокли. Сегодня же они едва стояли на пыльных ножках.

Спустившись вниз, я заглянула еще в несколько помещений: подсобки, суфлерскую будку и странную комнату с зеркалами, в которых отражалась дивная гипсовая лепнина великолепной сцены. За одну эту лепнину хотелось отдать если не полцарства, то добрую часть городского бюджета.

Видимо, только мне.

-11

Эпилог

Что ждет один из самых красивых театров?

Город обещает привести его в порядок. Пока что эта мысль оформлена лишь в формате благородной идеи: не подписаны бумаги, не ведутся работы. Театр требует немыслимых денег. Одно только укрепление этажей обойдется в гигантские суммы.

Стоит ли оно того? Для меня ответ очевиден.

Остается верить, театр дождется своего ренессанса. А пока что единственное, что мне остается, это осыпать его виртуальными овациями. Он заслужил.

-12

-13
-14

----------------------------------------

Подписывайтесь на канал , вас ждёт много интересного!

Для связи со мной: инстаграм @urbex_terapia ссылка .

Или email: alternative-italy@yandex.ru

Фотографии и тексты являются интеллектуальной собственностью автора и не могут быть использованы без разрешения