«Я работала как-то с МАК со специалистом. И между делом спросила про обучение. И получила ответ, что МАК — дополнительный инструмент психолога. Т.е. работать с людьми может человек, у которого не только есть соответствующее образование, но и который прошёл личную терапию. Потому что, да, это мягкий инструмент, но инструмент, работающий с подсознанием. Человек «непроработанный» может, как минимум, нечаянно навязать свое восприятие и зачастую субъективное, не обратить внимание на важное для клиента и увести в обсуждение интересного для себя». Такой комментарий я получила от подписчицы к одной из своих статей. Решила ответить на него подробно.
Конечно, МАК — это психологический инструмент и чтобы делать хоть что-то с картами, нужно понимать базовые принципы техники безопасности. Кроме того, нужно понимать, в каком подходе вы хотите использовать карты. Если вы проводите психотерапию с картами, то у вас должна быть подготовка в этом направлении.
Метафорические карты — это инструмент, который можно применить в разных подходах. Если вы понимаете, в рамках какого подхода вы компетентны использовать карты, и работаете в этих рамках, а также знакомы с техникой безопасности, вы не сможете навредить клиенту.
Одна из моих преподавателей в институте ответила на подобный вопрос так: «Если вы не хотите навредить, то вам придется очень сильно постараться, чтобы сделать это. У вас должно быть прямо намерение навредить». Это очень меня отрезвило.
Если говорить об образовании, то это тоже очень интересный вопрос. Я встречала психологов с образованием и регалиями, которые очень сильно навязывали человеку свои проекции при работе с картами. Поэтому я не считаю психологическое образование гарантией того, что человек действительно качественно и профессионально работает. Определяющим фактором является практика, в которой появляется понимание процесса работы с людьми. Без практики любая корочка или диплом ничего не значат.
Именно поэтому на нашем курсе «Чеширский кот» мы работаем в рамках коучингового подхода, и он подходит для широкого круга людей: кто-то проходит курс для того, чтобы помогать себе и близким, а кто-то — чтобы повысить квалификацию и добавить в работу новый инструмент. Мы очень аккуратно работаем с целями и ресурсами, не погружаемся в травмы, проговариваем, что можно сделать, если у клиента поднимаются какие-то негативные эмоции. Да, это ограниченный формат. Это не терапия с метафорическими картами. Если вы хотите стать психотерапевтом, вам нужно будет получить эту профессию, а карты будут вашим дополнительным инструментом.
Можем ли мы использовать у себя дома кухонный комбайн? Да, конечно. Будем ли мы делать это так же искусно, как профессиональный повар? Сможем ли воспользоваться всеми заложенными возможностями этого прибора? Нет, потому что у нас может быть недостаточно знаний и навыков для этого, как и необходимости применять эти возможности. Значит ли это, что мы не имеем права пользоваться кухонным комбайном без образования профессионального повара? Нет, мы можем применять только тот набор функций, который необходим на нашей кухне. Есть ли у нас возможность при желании погрузиться глубже, пройти курсы и стать таким профессиональным поваром, чтобы владеть прибором на другом уровне? Да, есть. Но не всем это нужно.
То же самое и с метафорическими картами. Это классный инструмент для самостоятельной работы, поиска ресурсов, мягких вспомогательных практик, которые может использовать каждый человек — для себя, друзей и близких. Также можно пользоваться им как коуч в ограниченных рамках тем. Или как психотерапевт, имея достаточную квалификацию для этого.