Передо мной сидела женщина и горько рыдала. У ее дочери обнаружили сахарный диабет 1 типа. Я спросила у женщины, что ее беспокоит и пугает. Имея уже большой опыт общения с “новичками”, я ожидала услышать что-то типа “неизлечимая болезнь”, “всю жизнь на уколах”, “никто замуж не возьмет”, “рожать нельзя”. Ответ женщины заставил облегченно выдохнуть, причина горя - такая ерундовая:
“Дочка мечтала стать архитектором, но кто ж ее теперь на такую сложную работу возьмет? Вся наша семья так долго к этому шла, а вся жизнь дочки в одно мгновение разрушилась..”
Одно из заблуждений диабетиков и один из страхов родителей, что заболевание станет препятствием к мечте детей стать кем-то, найти хорошую работу, добиться карьерного и финансового роста. Это миф!
Не верите? Тогда ловите три истории людей, живущих с диабетом 1 типа, профессии которых не каждый здоровый осилит…
“Я не имею права на косяки в личном самоконтроле, потому что на меня смотрят мои маленькие пациенты”. История врача-эндокринолога
“Да, я ничего такого и не делаю, чтобы обо мне рассказывать”, - скромно говорит Наталья Маркизова. Она - детский эндокринолог, сооснователь лагеря для детей с диабетом 1 типа, и мама двоих подростков. С диабетом 1 типа живет с 1994 года. Несмотря на скромность, заслуги Натальи большие: она помогает детям, семьям, в которых у ребенка обнаружили сахарный диабет, быть здоровыми.
“Сколько себя помню, всегда знала, что буду врачом.
Я окончила сначала медицинский колледж. Всё время учёбы в университете параллельно работала медицинской сестрой.
Я стеснялась и очень боялась, что из-за диабета меня не возьмут на работу. И я скрывала заболевание.
Скрывать диабет и сохранять удовлетворительную компенсацию - это тот ещё квест! Какое-то время я полностью посвящала себя работе в ущерб компенсации. Но гликированный 9,8% быстро привел меня в чувства и я решила, что хочу жить долго и счастливо.
Процесс сокрытия диабета и поддержание нормальной компенсации отнимают огромное количество душевных и физических сил, негативно влияет на отношения с коллегами. Люди же видят, что человек не до конца искренен, начинают хуже к нему относиться.
Про диабет на работе говорить обязательно надо. Чем больше мы говорим о диабете, рассказываем, показываем, тем выше информированность в обществе, тем комфортнее становится и диабетикам, и тем кто переживает за нас.
Помните, что управлять обстоятельствами приятнее, чем быть их жертвой. Но чтобы управлять процессами, нужно очень хорошо их изучить.
Сам по себе диабет не является препятствием ни для чего, это просто наша часть, наша особенность. А станет ли он препятствием лично для нас или станет помощником, только от нас самих и зависит. Выбирайте профессию не для диабета, не для родителей, а для себя. Помните, что профессию можно в любой момент поменять. Знайте, что для близких людей, коллег и друзей вы ценны сами по себе, а не в зависимости от того, есть у вас диабет или нет. При этом ваш компенсированный диабет делает ваших близких счастливее, а ваши позиции в коллективе устойчивее. Декомпенсированный - наоборот, даже если вы этого не замечаете”.
“Только вам решать, кто босс в вашей жизни: вы или ваш диабет”. История повара
Можно ли работать поваром с сахарным диабетом, и тяжело ли? На эти вопросы предлагаю ответить су шефу (заместитель шеф-повара) Владимиру Домбровскому, который в профессии уже 9 лет, а с диабетом 1 типа живет 19 лет.
“В профессию я попал случайно. Как многие, я пошел учиться, чтобы получить для галочки диплом, но учеба затянула, и я решил, что буду развиваться именно в поварском деле.
Я горжусь путем, который прошел, работая в общепите. Начинал с помощника повара на практике в кафе. Дальше я прошел все должности на профессиональной кухне: повар холодного цеха, горячего цеха, сушист, заготовщик. Я был технологом по производству в сетевой кофейни, и вот сейчас я су шеф (заместитель шеф повара) в том направлении кулинарии, которое мне нравится больше всего: паназиатская кухня. Я участвовал в кулинарных фестивалях и конкурсах и даже побеждал, но разовые победы не сравнятся с теми маленькими успехами, что я делаю из-за дня в день. Спустя почти 9 лет на кухне у меня все еще не пропал огонь в глазах, когда большинство поваров выгорают к этому моменту.
Работа поваром требует очень большой физической отдачи. Но от постоянных гипогликемий спасает то, что нужно пробовать блюда, которые готовишь, поэтому у меня уровень сахара в крови всегда в балансе. Конечно, иногда гипую, но на этот случай у меня всегда собой есть конфеты. Съел одну-две и дальше работать.
Я никогда не скрывал ни на одной работе о том, что у меня диабет. Ни разу это не мешало в трудоустройстве. Коллеги всегда спокойно относились к этому, чаще даже с юмором. В общепите без юмора никуда, так что готовьтесь к шуткам про наркоманов - этого добра будет хоть отбавляй.
Однажды, устроившись на работу, встретил коллегу, который никогда не слышал про диабет и не имел никакого представления о нем. Он увидел, как я делаю инъекцию инсулина. А я пошутил, что наркоман. Мне и в голову не могло прийти, что он не поймет, что это шутка. И коллега неделю меня стороной обходил, пока ему не объяснили, что у меня диабет.
При выборе любой профессии, будь то поварское дело или же какое другое, никогда не думайте, что диабет будет вам помехой. Все помехи в нашей голове. Диабет - лишь нюанс, который способен скорректировать путь, но заболевание не должно останавливать. Все в наших руках. Только вам решать кто босс в вашей жизни: вы или ваш диабет.”
“Когда люди говорят спасибо, это главное. Значит, все делаю правильно…” История полицейского
Возможно, это случайность, что многие люди с сахарным диабетом работают там, где их деятельность связана со служением и помощью другим людям…
Как, например, Андрей Бриллинатов. Он командир взвода отдельной роты ППС, в звании капитана полиции, в системе МВД работает уже 15 лет. А с диабетом 1 типа живет - 12. Главная его гордость - это успехи молодых сотрудников, которым Андрей передает свой опыт: “Когда у них все получается, когда они осознают, что главное в нашей службе прежде всего - это защита граждан, когда они становятся достойными сотрудниками, для меня это и есть самое главное достижение!
В профессию я пришел по призванию. Диабета в то время у меня еще не было.
Когда устраивался, прошел ВВК (военно врачебную комиссию) по 1 группе здоровья, т.е. абсолютно здоров и годен. Служба началась в ППС, милиционером.
Диабет 1 типа диагностировали в 2011 году. Естественно встал вопрос про увольнение. В ведомственной поликлинике выдали бланк поручительства, где нужно было поставить подписи руководителей, что они готовы нести ответственность за то, что я работаю с таким заболеванием. Таких смельчаков не нашлось…
Я в расстроенных чувствах вернулся в поликлинику к эндокринологу. Она посмотрела на меня и задала два вопроса:
- Хочешь работать?
- Да.
- Сможешь?
- Да!
- Два раза в год ко мне на прием!
- Есть, так точно!
Этот разговор оказался коротким, но судьбоносным. Так я продолжил исполнять свои служебные обязанности по охране общественного порядка. Довольно быстро адаптировался к диабету, изучил его досконально благодаря интернету и посещению школы диабета.
Все руководство в курсе моего диагноза. Я ежегодно прохожу медицинскую комиссию, три раза в год наблюдаюсь у эндокринолога в ведомственной поликлинике, а еще и по месту жительства. В целях профилактики раз в год ложусь в госпиталь на 10 дней.
Активно занимаюсь тяжелым спортом, увлекаюсь стрельбой. Женат, сыну уже 10 лет. Наравне со всеми сдаю зачеты по боевой и служебной подготовке, еще и многим молодым фору дам.
Я бы не стал рекомендовать работу как у меня. Да и с диабетом не возьмут: она тяжелая и физически, и морально. Вопрос в том, кто как приспосабливается к диабету, и как к нему относиться. Я справляюсь, мне комфортно.
Расскажу случай, который произошел в ходе работы. Мы задерживали за совершение преступления человека, который активно сопротивлялся, угрожал, оскорблял. Но когда он понял, что уже пойман с поличным, вдруг вспомнил, что у него диабет, и демонстративно стал «помирать». Естественно, мы вызвали «скорую помощь», и врач измерил у него сахар. Как сейчас помню, 8.1 ммоль. Я попросил врача, чтобы и у меня замерили. Она в присутствии задержанного делает замер, а там 15.3 ммоль (я что забыл подколоться на еду). Врач и говорит этому человеку: “Сотрудник в полном здравии, и ты со своими 8.1 ммоль, «умирающий лебедь»”. “Пациент” сразу выздоровел, и больше не вспоминал про свой диабет.
Диабет это не приговор, это образ жизни. Раньше ты был на «автопилоте», теперь на «ручном управлении».
Диабет не должен стать помехой ни в карьере, ни в спорте, ни в семейной жизни.
Диабет - не преграда для выбора и освоения профессии, достижения карьерных высот
Я поделилась с вами тремя историями людей, живущих с сахарным диабетом. И каждый из героев уверен, что диабет - не преграда для полноценной жизни. Но серьезным барьером могут стать наше отношение к заболеванию и себе.
Друзья, делитесь своими историями: где и кем работаете вы, и мешает ли вам в профессии диабет?
P.S. Интервью брала и подготовила Нюра Шарикова, блогер, диабетик с 34-летним стажем. Начала свой профессиональный путь в 16 лет журналистом, выросла до PR-директора компании. Ушла в блогинг, посвятив свою жизнь помощи людям, живущим с диабетом.
#ИРПО