Печальная реальность заключается в том, что школы в глубинке, как правило, уступают в академической успеваемости учеников. Обычно это связывают с невысоким социально-экономическим статусом семей школьников. Однако среди школ, работающих в сложных условиях, существуют исключения: пять процентов из них достигают хороших и отличных результатов.
Секреты такой устойчивости, которую ученые называют резильентностью, раскрывают Александра Михайлова, Роман Звягинцев, Марина Пинская и Лорин Андерсон в журнале International Journal of Leadership in Education. Исследователи делают вывод, что основная проблема школ заключается не столько в отсутствии эффективных образовательных стратегий, реализуемых школами, сколько в наличии негативных.
Эксперты провели интервью с директорами, учителями, родителями и учениками в Томской области и Республике Саха (Якутия), для исследования они выделили отстающие и успешные школы, которые действуют в сложных социально-экономических условиях. Ученые классифицировали применяемые стратегии на положительные или отрицательные, чтобы выявить общие тенденции для устойчивых организаций и остальных
В устойчивых школах негативных откликов почти не было, 98% ответов эксперты оценили как положительные, поскольку они свидетельствовали о применении эффективных практик. В отстающих школах позитивных ответов было менее половины, а треть указывали на негативные практики.
Резильентные школы отличаются заботой о психологическом климате и системной работой по укреплению связей с местным сообществом, что создает атмосферу взаимного доверия. Такой подход, который называют формированием социального капитала, помогает им привлекать дополнительные образовательные ресурсы для поддержки учеников.
Другая важная особенность — успешные школы более требовательны и активнее вовлекают родителей в образовательный процесс. Чем выше уровень родительской поддержки, тем больше времени ученики тратят на домашние задания, что особенно положительно сказывается на успеваемости детей из менее обеспеченных семей.
В отстающих школах проблемой являются низкие академические ожидания и отсутствие четкой стратегии со стороны руководства, которое часто игнорирует значимые образовательные инициативы учителей. Например, некоторые педагоги сообщили, что были вынуждены самостоятельно искать средства для участия учеников в олимпиадах из-за отсутствия поддержки со стороны дирекции.
Руководители неустойчивых школ часто не осознают важность педагогических целей и видят себя больше как менеджеры, а не наставники. Это приводит к нерациональному подбору персонала, высокой текучке кадров и равнодушию к ситуациям, когда ученики переходят в другие школы.
Исследователи отметили, что во время интервью учителя из проблемных школ чаще говорили о важности профессионального развития. Этот факт показался неожиданным и потребовал дополнительного анализа. Выяснилось, что подходы к профессиональному росту в резильентных и обычных школах различаются. В проблемных школах учителя концентрируются на самом факте прохождения обязательных курсов. Тем временем в устойчивых школах преподаватели больше внимания уделяли обмену опытом, выбору курсов в соответствии с индивидуальными потребностями и коллективной работе.
Ученые пришли к выводу, что устойчивость и эффективность образовательного учреждения тесно связаны между собой. Однако акцент на академическую устойчивость может скрывать за собой проблему образовательного неравенства, перекладывая ответственность за успех исключительно на учеников и отдельные школы, минуя систему в целом.
Важно не только находить способы преодолеть учебные проблемы, но и коренным образом менять образовательную систему, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и достигать успеха, вне зависимости от обстоятельств. Авторы подчеркивают, что результаты исследования не должны служить оправданием для недостаточного обеспечения всех школ необходимыми ресурсами для высококачественного обучения.