Противостояние учителей и репетиторов началось давно и ведётся жёстко. Однако проблема в том, что большинство репетиторов - учителя, действующие или бывшие, а почти все учителя хоть раз пробовали себя в репетиторстве.
Однако типичного учителя ни с кем не спутаешь, даже когда он уволился из школы сто лет назад и работает на самого себя в образовательном бизнесе - равно как и репетитора, случайно или преднамеренно попавшего в школу, очень легко отличить от других учителей.
Типичный учитель
Из хороших качеств типичного школьного учителя - невозмутимость и спокойствие. Эти люди не моргнут глазом, если в кабинете взорвут петарду, а в туалете на них из запертой кабинки выпадут совокупляющиеся старшеклассники. Также они умеют проверять сотни тетрадей за короткое время и знают, как заполнить отчёт, не связанный с реальной работой на уроке.
Из отрицательных качеств - школьные учителя очень консервативны, они не меняют программу годами и всё тем же поставленным учительским голосом читают нынешним детям те же самые учебники, что и тридцать лет назад.
Учителя жалуются на низкую зарплату, злое начальство, плохие учебники, ничего не желающих учеников - но не пытаются ничего менять. Репетиторами они подрабатывают за копейки, потому что привыкли отбывать номер, а не учить - а за халтуру им деньги брать стыдно. Ведь это ответственность, с которой они не дружат. Мечта типичного учителя - чтобы кто-то другой оценил его по достоинству, наделил его уважаемым статусом и высоким окладом, взяв ответственность за него на себя.
Именно поэтому учителя без вопросов исполняют любые приказы и просьбы администрации - ответственность за это они перекладывают на тех, кто дал им приказ. Тут можно вспомнить эксперименты Стэнли Милгрэма - большинство людей склонны творить всякое разное, если могут возложить ответственность за это на кого-то другого, поэтому типичного учителя трудно в этом обвинить.
Типичный репетитор
В отличие от учителя, репетитор отвечает за результат учеников и свой доход сам. Отсюда коренное различие мышления: репетитор либо добьётся своего, либо остановится и не будет жаловаться на неправильный мир, который мешает ему добиться результата - учителя с репетиторским мышлением могут годами успешно работать с целыми классами, а потом получить "трудный" и уйти из-за неспособности с ним совладать.
То есть, пока типичный учитель будет "отбывать номер", смирившись с тем, что не способен справиться с отдельными учениками или классами, типичный репетитор напишет заявление и отправится учить тех, кто способен у него чему-то научиться. Потому что заниматься бессмысленными вещами он не хочет и не будет. Как правило, такие репетиторы отлично знают и любят свой предмет, а не школьную проекцию этого предмета, поэтому и учить хотят не алгоритмам, по которым в школе зарабатываются оценки, а именно сути предмета.
Сейчас всё смешалось в образовании: типичные учителя за копейки занимаются репетиторством, продолжая привычную им по школе линию, а типичные репетиторы из-за нехватки кадров и собственного желания помочь приходят в школы (правда, ненадолго - это мышление в школе откровенно не приживается) - и отличить одних от других на первый взгляд нелегко. Кроме того, типичные учителя отнюдь не всегда совсем плохо знают свой предмет (хотя я довольно долгое время считал именно так), а типичные репетиторы далеко не всегда свой предмет знают досконально - это захлопывает капкан. Получается, что учитель и репетитор могут додумывать друг про друга всякие гадости, наделяя заочно теми типичными чертами, которые могут быть не присущи конкретным людям.
Счастье наступило бы, если бы большинство типичных учителей реально разбирались бы в своём предмете и имели бы (финансовую и карьерную) мотивацию к развитию в школе. Потому что только люди с положительными качествами типичного учителя способны обеспечить массовость образования - репетиторы, пусть даже работающие не только индивидуально, но и в мини-группах, никогда не охватят миллионы школьников. Для массового образования массово нужны хорошие учителя в массовой школе. Либо отменяем право на бесплатное образование и учим только тех, кто способен заплатить.
Третьего не дано.