Найти тему
alexunited

Учитель vs репетитор

Оглавление

Противостояние учителей и репетиторов началось давно и ведётся жёстко. Однако проблема в том, что большинство репетиторов - учителя, действующие или бывшие, а почти все учителя хоть раз пробовали себя в репетиторстве.

Однако типичного учителя ни с кем не спутаешь, даже когда он уволился из школы сто лет назад и работает на самого себя в образовательном бизнесе - равно как и репетитора, случайно или преднамеренно попавшего в школу, очень легко отличить от других учителей.

Типичный учитель

Из хороших качеств типичного школьного учителя - невозмутимость и спокойствие. Эти люди не моргнут глазом, если в кабинете взорвут петарду, а в туалете на них из запертой кабинки выпадут совокупляющиеся старшеклассники. Также они умеют проверять сотни тетрадей за короткое время и знают, как заполнить отчёт, не связанный с реальной работой на уроке.

-2

Из отрицательных качеств - школьные учителя очень консервативны, они не меняют программу годами и всё тем же поставленным учительским голосом читают нынешним детям те же самые учебники, что и тридцать лет назад.

Учителя жалуются на низкую зарплату, злое начальство, плохие учебники, ничего не желающих учеников - но не пытаются ничего менять. Репетиторами они подрабатывают за копейки, потому что привыкли отбывать номер, а не учить - а за халтуру им деньги брать стыдно. Ведь это ответственность, с которой они не дружат. Мечта типичного учителя - чтобы кто-то другой оценил его по достоинству, наделил его уважаемым статусом и высоким окладом, взяв ответственность за него на себя.

-3

Именно поэтому учителя без вопросов исполняют любые приказы и просьбы администрации - ответственность за это они перекладывают на тех, кто дал им приказ. Тут можно вспомнить эксперименты Стэнли Милгрэма - большинство людей склонны творить всякое разное, если могут возложить ответственность за это на кого-то другого, поэтому типичного учителя трудно в этом обвинить.

Типичный репетитор

В отличие от учителя, репетитор отвечает за результат учеников и свой доход сам. Отсюда коренное различие мышления: репетитор либо добьётся своего, либо остановится и не будет жаловаться на неправильный мир, который мешает ему добиться результата - учителя с репетиторским мышлением могут годами успешно работать с целыми классами, а потом получить "трудный" и уйти из-за неспособности с ним совладать.

-4

То есть, пока типичный учитель будет "отбывать номер", смирившись с тем, что не способен справиться с отдельными учениками или классами, типичный репетитор напишет заявление и отправится учить тех, кто способен у него чему-то научиться. Потому что заниматься бессмысленными вещами он не хочет и не будет. Как правило, такие репетиторы отлично знают и любят свой предмет, а не школьную проекцию этого предмета, поэтому и учить хотят не алгоритмам, по которым в школе зарабатываются оценки, а именно сути предмета.

-5

Сейчас всё смешалось в образовании: типичные учителя за копейки занимаются репетиторством, продолжая привычную им по школе линию, а типичные репетиторы из-за нехватки кадров и собственного желания помочь приходят в школы (правда, ненадолго - это мышление в школе откровенно не приживается) - и отличить одних от других на первый взгляд нелегко. Кроме того, типичные учителя отнюдь не всегда совсем плохо знают свой предмет (хотя я довольно долгое время считал именно так), а типичные репетиторы далеко не всегда свой предмет знают досконально - это захлопывает капкан. Получается, что учитель и репетитор могут додумывать друг про друга всякие гадости, наделяя заочно теми типичными чертами, которые могут быть не присущи конкретным людям.

-6

Счастье наступило бы, если бы большинство типичных учителей реально разбирались бы в своём предмете и имели бы (финансовую и карьерную) мотивацию к развитию в школе. Потому что только люди с положительными качествами типичного учителя способны обеспечить массовость образования - репетиторы, пусть даже работающие не только индивидуально, но и в мини-группах, никогда не охватят миллионы школьников. Для массового образования массово нужны хорошие учителя в массовой школе. Либо отменяем право на бесплатное образование и учим только тех, кто способен заплатить.

Третьего не дано.