Часть 3.
Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.
14 августа. Понедельник.
Подъём в 9 утра. Не спеша собрались: провели техническое обслуживание велосипедов, приготовили продукты на два дня для закладки. Сюда мы планируем вернуться через двенадцать дней. Поэтому нет смысла возить с собой лишний груз. Упакованные вещи спрятали в камнях рядом с обнаруженными у дороги бетонными кругами. Артефакты остались после войны. По всей видимости это фундаменты – основания для немецких горных орудий – «кровоплюек».
Пройдя вдоль берега озера, приютившего нас, дорога круто поднимается на перевал. От места ночёвки всего около километра пути до седловины, которая венчается православным крестом. Дорогу на перевал сработали ещё в стародавние времена монахи Печенгского монастыря. До войны 14й сапёрный батальон динамитом расширил дорогу. А в 1940 году через перевал прошёл первый танк. К дороге кроме Пароваарской подходила подвесная канатная дорога, по которой из Печенги фашисты доставляли боеприпасы и продовольствие.
После перевала дорога тянется один километр относительно ровно между скал и озёр, на берегах которых останавливаются путешественники на отдых. Кое-кто пытает рыболовное счастье, забрасывая спиннинг. Один из рыболовов рассказал, что здесь пока ничего не поймал, но в прошлую поездку на Пароваарской дороге в подобных водоёмах ему попадала форель. На Рыбачьем и Среднем водится много необычных для уральцев видов рыб. Разновидность гольца – палия, кумжа, сёмга…. Далее дорога стремительно падает к берегу губы Кутовой.
Предположу, что раньше губа называлась Китовая. По аналогии с рекой Титовка, которая раньше именовалась Китовка. Дело в том, что в этом районе в прежние времена проходил большой вымет китов на обсушку. Обсушкой здесь называют открытый во время отлива берег или просто отлив. Киты и сейчас время от времени выбрасываются на берега Рыбачьего и Среднего. Некоторые объясняют вымет тем, что относительно недавно по геохронологии полуострова были островами. Киты свободно плавали по проливам. Острова поднялись из моря, образовав заливы. У китов нарушился привычный миграционный ход.
Быстро скатившись к перешейку полуострова Средний, мы остановились у высоты 41,0 «Яйцо» рядом с крестом, установленным в память сводной роте морских пехотинцев под командованием А. Юневича, которая в октябре 1942 года вела здесь смертный бой с врагом.
С высоты хорошо просматриваются подходы к хребту Муста-Тунтури, Средний, Рыбачий, губа Кутовая. Погода стояла ясная и солнечная.
На перешейке, соединяющем материк со Средним, не доезжая до турбазы, обосновавшейся на берегу губы Кутовой, свернули на запад. С этого момента началась «кругосветка» по береговой линии Среднего и Рыбачьего. Чрез два с половиной километра по обрамлённой берёзовыми рощами дороге добрались до Музея Обороны. Он расположился у подножия хребта Муста-Тунтури между озерами Яухоноканъярви и Кайраярви на месте базы геологов, которая выросла здесь во второй половине 20 века.
В семидесятых восьмидесятых на полуостровах ставились физические опыты материкового масштаба с рабочим названием «Хибины». Секретность с этих экспериментов сняли только в 2006 году. Были сооружены магнитогидродинамические генераторы (МГД – генераторы). Они давали в Кутовую и Малую Волоковую губы мощнейший электромагнитный импульс. По показаниям приборов, выявляя зоны аномальной электропроводности, пытались понять распределение подземных ископаемых в толще земли, не проводя бурение. Первый пуск генератора был произведён в 1976 году.
Поговорили с руководителем музея Кобяковым Юрием Александровичем. Договорились, что он проведёт экскурсию примерно через 12 дней – после завершения «кругосветки».
Через три километра от музея с дороги, ведущей на Средний, открывается «фантастическое зрелище» на "юрты" современной турбазы «Китовый берег», у берега губы Малой Волоковой.
На ровных зелёных газонах выросли полусферы – обитаемые модули «лунной базы». «Барминград» воплощённый в заполярье. Именно сюда строится новая дорога через хребет. Работающая на склонах Муста-Тунтури техника через губу выглядит как игрушечная стройка. Только не радует забор, которым база отгородилась от полуостровов.
Название своё губа получила от волока судов в Варангер-фьорд через перешеек. Кусок земли между материком и Средним заберёзенный, хранящий цепочку озёр от Кутовой до Малой Влоковой. Вот почему издревле здесь удобно было переправлять суда. И волок поэтому назывался малым, а губа Малой Волоковой.
Почти семь километров до мыса Волоковый дорога идёт по безлесому берегу губы. Морские рыбные фермы расположили на водной глади «олимпийские кольца» садков. На одном из ручьёв, впадающем в море мы сделали остановку, подошли к берегу, и Ирина впервые в жизни прикоснулась к водам Северного Ледовитого океана.
Далее дорога взбирается немного вверх и ныряет в берёзовые рощи, раскинувшиеся между мысами Волоковый и Маталаниеми. Здесь во время войны стояла батарея, которая блокировала вход в Печенгский залив от проводимого фашистами транспорта.
В память павшим советским бойцам поставлен обелиск. После рощ начались гигантские галечные поля. Верный признак того, что совсем недавно большие территории полуостровов были под водой. По дороге встретили парня из Питера, у которого сломалась машина и одинокого бородатого велосипедиста Алексея из Калининграда. Весь берег изрыт траншеями, окопами, стоят блиндажи из плитняка. Ехать по обкатанной морем гальке нелегко, потрясывает.
Тихонечко дорога поднялась на крутой обрывистый берег и пошла верхами. Берёзки сменились мховой тундрой. На северо-западе в море хорошо видны Айновы острова.
Рыбачинцы говорят, что они славятся крупной морошкою. Не доехав двух с половиной километров до скал Два Брата, мы остановились на ночлег у ручья, берущего начало в озере Питьевое. Палатку поставили прямо на краю обрыва с потрясающим видом на море и острова. На дальнем Большом Айновом острове в наплывших сумерках мы различили работающий маяк. В час ночи легли спать.
Преодолели 35 километров. Набор высоты 900 метров.