Часть 4.
Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.
15 августа. Вторник.
Утро огорошило необычайно курортной погодой. Синева неба, бирюза моря, изумрудная тундра и сияющий диск заполярного светила. Нас ожидал самый тёплый день в путешествии. Около часа дня выдвинулись в сторону Берега рыжих камней и Двух братьев. Дорога сразу испортилась: она пошла по кустам, где невозможно было ехать.
По зарослям карликовой берёзы и рябины велосипеды провели самокатом до старого, уставшего вездехода, от которого уже видна первая природная красивость – Рыжие камни. От машины начинается монументальная каменная стена, протянувшаяся вдоль берега на два с половиной километра до мыса Земляного.
Рыжие камни нам очень понравились. Это созданные природой изваяния из скалы рыжевато-оранжевых оттенков, причудливой формы, большие и маленькие, худые и толстые. На берег одна за другой накатывали могучие резцы морских волн, с грохотом разбиваясь о скалистый берег, неутомимо продолжая работу каменотёса. Народу на Рыжих камнях много.
Приходят посмотреть на могущественный талант природы. Далее дорога улучшилась. Мы проехали мимо гигантской, чёрной, слоёной скалы, подавляющей своей доисторической мощью.
Она словно изъеденная временем древняя Хивинская стена. Перед поворотом дороги на восток у мыса Земляного стоят каменные башни Два брата высотой метров по 10. Они для лопарей - саамов священные столбы. (Они считывают у путников мысли и воплощают их в реальности. Шутка.)
Северо-восточное побережье Среднего в начале 20 века было достаточно плотно заселено. Здесь выросло множество становищ, а от мыса Земляного даже начали строить каменный мол для создания из губы Большой Волоковой полноценной бухты. На дороге от мыса Земляного до перешейка, соединяющего Средний и Рыбачий, встречались отрезки грубых, мощных камней.
Грунтовка зашла в березняк. Пересекла несколько ручьёв. Была наполнена множеством протяжённых луж, которые приходилось преодолевать вброд. По пути нас обогнали три машины и встретились две. Миновали турбазу. Жизнь не стоит на месте и люди активно вновь осваивают осиротевшую землю. Если раньше здесь жили, били кита, ловили рыбу, выращивали домашний скот, то сейчас сюда приезжают отдыхать, смотреть северное сияние, отведать морепродуктов, пособирать ягоды, грибы и просто насладиться красотой монументального памятника природы. Слева по курсу осталось становище Земляное(Пумманки). С 1939 года это военный поселок Пумманки. Во время войны здесь был аэродром и маневренная база торпедных катеров.
Обед сделали на ручье Выкат, искупались. Далее слева по курсу виднеется в губе полуостров Якорный, на котором от теплых вод залива весной раньше всех появляется трава. Поэтому местные называют его Ялта. Перед перешейком тело Среднего ручей Кохмело-йоки рассекает на две горы, возвышающиеся стеной над дорогой. Это Угол и Сахарная голова. Вверху по течению ручья есть живописный водопад. Узкая грунтовка, заканчивая огибание Среднего, на перешейке вливается в широкую, мощную дорогу. Древний волок судов вел от мыса Вестника в бухте Озерко на северо-запад в губу Большая Волоковая.
После перешейка на стороне Рыбачьего ранее был посёлок Большое Озерко, на месте которого осталось много «заброшки». От сюда начинается наше путешествие по Рыбачьему. Дорога стала широкой, столбовой, грейдерной, но для велосипеда очень неудобной. Крупный щебень, не присыпанный землёй, доставляет много хлопот велосипедисту. Колёса прыгают, не дают разогнаться. Средняя скорость как скорость пешехода. Преодолев несколько ручьёв, дорога улучшилась, появились земляные участки, скорость наша увеличилась. Грунтовка идёт по кромке берега, затем поднимается вверх, удаляясь от мыса Коровий, к отрогам горы Рыбачий. Гору долго называли Локаут по позывному зенитно-ракетного дивизиона, находящегося там. Слева на западе видны острова Большой и малый Кий(Лунин-саари).
У мыса Коровий стоял на рейде белый корабль и кружил вертолет. В сумерках заехали по заваленной бытовым мусором дорожке вглубь мыса. Там видимо располагалась столовая и бытовые помещения части, судя по большому количеству столовых приборов и найденному отжимному механизму от советской стиральной машины. Такая была у нас в семье, когда я был маленький в семидесятые годы. Время половина десятого. Встать мы планировали на ручье Червяной. До него было ещё километра три. Но подъехав к краю возвышенности мыса Коровий, увидели внизу большой палаточный городок. Решили не спускаться и остановились на верху среди скал в каменном гнезде.
Палатку поставили под прикрытием природных стен. Рядом родник, морошка и вдохновляющий вид на Баренцево море. На севере над горизонтом навис густой облачный пирог, предвещающий новое погодное меню. Перед сном почитали вслух книгу Михаила Орешеты «Осиротевшие берега» о той части Рыбачьего, которую предстоит пройти завтра. О Вайда-Губе и мысе Немецком.
Преодолели 40 километров. Набор 850 метров.