Психологи, кто они, что они делают? Фантазии на тему...реальность..
В обществе бытует деление на теорию и практику. Но это магическое мышление, также как и на тело и душу. На самом деле никакого деления на теорию и практику нет. Вот мы говорим: теоретик, это что значит? - Криворукий дурак, который только языком может болтать. Кто практик?- Тот, кто делает, но объяснить не может. То есть не нужно быть ни теоретиками, ни практиками. Нужно быть профессионалами.
Часто слышу, за что платят деньги психологам? Даже у себя на работе от администрации: За что им столько платить? Нам платят за то, что мы меняем поведение у определенного типа людей. Ничего другого никто от психологов не хочет.
Нужно изменить поведение у некоторого типа людей, а как? Придется коснуться вообще подхода к понятию болезни, психопатологии (как размышлять о болезни), выделить мишени, по которым будем бить на сеансах психотерапии. Профессионал должен знать, что делать. А большинство наверняка не знают, что происходит, почему ваши люди выздоравливают. Главное - понимание, что мы у больного лечим.
Предположим, есть определенное поведение у человека, это не называется диагноз, это не называется болезнь. Это называется феномен. То есть у нас есть феномен, что некоторые люди ведут себя так. Иногда это можно уложить в синдром, но это не болезнь. Здесь я не буду говорить, чем синдром отличается от болезни. Например, в США принята такая диагностика, что просто называем поведение: у него селфхарм, у него антисоциальное и у него аддиктивное. ... Там диагноза нет. Там нет понятия болезни. Там есть понятие синдромальное. Но у нас и в Европе динамическая школа. Мы пытаемся понять. То есть мы не пытаемся описать его поведение, мы пытаемся понять, почему он так себя ведет. Зачем мы это пытаемся понять? Потому что мы сможем на это влиять.
Пример синдромальный - наносит человек вред себе в результате употребления наркотиков. Что делают? Снижают вред, дают наркотики (знаменитые методоновые программы). Но благодаря тому, что мы пытаемся понять почему, переходя к понятию "болезнь", понятию "нозес" мы можем влиять на это. И мы можем понимать - мы оцифровываем. Синдромальное мышление - аналоговое. Нам интересно цифровое. Болезнь - это нарушение организма, вызывающие нарушение его функций или жизнедеятельности. Говоря о болезни, мы подразумеваем, что болезнь в какой-то степени нормальна. Когда, допустим, у вас грипп, что вы испытываете? Во-первых, нормально, что вы умрете. Почему это нормально? Потому что грипп - это часть Вашей экосферы. Вы должны умереть... Лисичка ест зайчика, грипп ест Вас. Это уже пароксизм, что Вы живете. Нормально, что у Вас температура при гриппе? Да, это осмысленная реакция. Грипп что ли температуру принес? Нет. Это ваши клетки. Они готовы были за десятки тысяч лет к этому гриппу, они ждали этот грипп. Допустим, мы обожгли руку. Дальше что будет происходить? Дальше будет происходить автоматический процесс. Голод - это внешнее воздействие, но вот те процессы, которые начнутся - отеки тканей, изменения в органах, то, что называется истощением - это с голодом не связанные внутренние процессы. Даже битой кому-то по голове ударим, там начнутся процессы, которые с битой уже не связаны. И мы будем эти процессы уменьшать. Мы будем вводить ему Преднизолон, мы будем вводить ему мочегонное, чтобы у него не было отека мозга, чтобы он сильно не воспалился. То есть болезнь - это самостоятельно живущая в вас реакция. Это запрограммированная реакция, которая живет в вас.
Поведение это тоже запрограммированная реакция.. Давайте размышлять, почему этот человек так себя ведет, наносит вред себе, наносит вред окружающим, много вещества жрет итд..
Мышление у профессионала должно быть дифференцированное, он должен обладать определенными знаниями (массу книг прочитать), когда мы ищем разные причины у одних и тех же феноменов, и учимся тонко эти феномены различать. В чем существенное отличие? Нам нужно разобраться, чем отличаются одно от другого.. Даже в ходе первичной беседы профессионал начинает пробное лечение. То есть психолог, психотерапевт в ходе пробной беседы и серии бесед начинает пробное лечение и оно поступательное.
А как в реальности сейчас у нас устроено? - Фактически нет достойного образования психолога. Если вы интересуетесь психологией, вы начните с того, как образование получают на Западе. Это примерно, как образование хирурга. Там есть обучающая какая-то база, потом ты проходишь личную терапию обязательно. Психологам, чтобы закончить вуз, нужно пройти личную терапию. Это не всё. Нужно еще под руководством тренингового аналитика, под руководством педагога кого-то еще и пролечить. И это будет твоя дипломная работа. И на этот курс, это как у врачей ординатура, уходит два года. Что у нас? Поэтому все психологи у нас неплохие, все психологи у нас дикие. Это термин - дикий психолог, дикий психоаналитик. Он почему дикий? Не потому что он зверь, а потому что он вырос на пустоше. Примерно такой путь первично большинством практикуется: первично вы закатываетесь в какое-то место, где есть какая-то практика, где у вас возникает фантазия о том, что вы психолог (если есть какая-то практика, пара психологическая, не профессиональная психологическая, и вы вынуждены там оказаться). Кому-то нужны были просто деньги. Они получили индифферентное образование психолог. Когда они его получали, они не знали, не понимали как работать психологом. Потом, правда, события могут развиваться. Есть какое-то место, где вы случайно прикоснулись к психологии, и здесь у вас возникает такой выбор. Вы можете остаться в этой роли, вы можете остаться на этом уровне или можете шагнуть дальше. Здесь у вас возникает интерес, и вы примыкаете, немножко почитав даже простую книжку, к одной из школ психологии. На этом этапе вы, скорее всего, познакомитесь с какими-то другими из этой же школы, с сообществом, у вас будет какая-то практика. Очень хорошо, если вы какой-то аналог получите личного анализа или личной терапии. Но на этом этапе вы, наверное, и начинаете читать. В этом месте, в котором вы находитесь в большинстве, никто не читает, никто и не растет. Это место, где вы просто делаете набор действий. Это «синий воротничок». И чтобы из него выйти, это сложно, это нужны какие-то личные мотивации, нужна какая-то личная позиция. Рынок психологии очень закрытый, мутный, о нем представление очень мутное. Хотя в него довольно легко попасть. И ничего там сложного нет, если у тебя есть мозги, опыт, можно получать за это деньги. В амбулаторной психотерапии запрос очень большой. Возникает фантазия образования, но это все сейчас решается легко), чаще вообще дистанционно. Либо очень хочется кем-то стать, ну не хочешь ты быть психологом в больнице просто, дальше уже сам начинаешь, становишься личным психотерапевтом. У тебя уже есть какой-то набор техник, у тебя есть набор всего, и ты уже практикуешь свой метод. На этом этапе ты практикуешь настоящую психотерапию и не думаешь о методах, ты не думаешь, какую методику сейчас включить. Это все происходит интуитивно абсолютно.
Все непонятное вас меняет. Когда ты учишь, берешь в руки непонятную книгу, читаешь - если вы берете понятную книгу, вы не учитесь. Читать, читать, и еще раз читать.. а это очень много времени. Простые вещи. Поэтому вы должны знать, как мозг работает. А мозг работает так, что то, что непонятно, что вы пытались понять, что пытались услышать, это все потом сыграет роль, это изменит Вас. Так и с пациентами…они не понимают что мы с ними делаем, но через какое-то время они будут вести себя по-другому. Вы должны признать и бессознательное, и интуицию и этим пользоваться. Именно непонятность – это ключ к чему-то новому. Наша цель лично для каждого – это какая-то личная выгода. Я думаю, что каждый должен ее определить, для чего ему это все. Вряд ли кто-то хочет улучшить результаты вашей организации, в которой вы работаете. Я думаю, что нужно поставить цель, что вы будете эффективнее работать, вы будете к себе лучше относиться.
Психолог это не профессия, это его жизнь, он этим живет…
Автор: Халилова Марина Дмитриевна
Психолог, Клинический психолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru