В 2006 году Ялтинский зоопарк "Сказка" практически был построен, возможности его расширения исчерпались, животные продолжали активно размножаться, а в голове было много нереализованных планов. Тогда я и задумался о приобретении новой территории для создания ещё одного парка. Времена были разрушительные, и в Крыму оставались десятки заброшенных объектов советской эпохи.
Знакомые предложили посмотреть под Белогорском полуразрушенную базу, которая к тому времени лет десять уже безуспешно продавалась в интернете.
В первый же приезд, увидев масштаб территории и возможности приложения своих сил, решил приобрести этот объект. Я быстро оценил плюсы и минусы участка, и плюсов оказалось больше. Это и большая огороженная территория, и прекрасный вид на Крымское предгорье и на водохранилище Тайган, и пусть полуразрушенные, но уцелевшие строения, остатки военных коммуникаций, растущие на территории большие деревья, кустарники, а также другие положительные моменты.
Главными минусами территории были её удалённость от туристических маршрутов и очень холодные ветры в зимний период.
Оформление документов купли-продажи оказалось делом недолгим, и в результате я стал владельцем двадцатилетних руин на забытой всеми, никому не нужной бывшей военной базе "Сокол".
С чего начинать и за что браться в первую очередь? Конечно, с наведения порядка и составления плана территории. Вокруг лежали десятки тонн мусора, разного строительного хлама, металлолома, и вся территория базы представляла собой местность, изрезанную вдоль и поперёк ограждениями из колючей проволоки.
Ялтинский зоопарк "Сказка" ещё требовал моего ежедневного присутствия, там тоже многое достраивалось и благоустраивалось. Нужны были надёжные помощники, которые постоянно жили бы на базе и руководили работами. Выбор пал на мою тёщу, Ольгу Ивановну Пирожкову, проживавшую тогда в общем-то беспроблемно в Киеве. Позвонив ей, я сделал предложение, от которого ей трудно было отказаться. Последние слова моего воззвания к ней были: "Мама, вы можете для Украины сделать гораздо больше, чем за всю свою предшествующую жизнь!" Уж не помню, что её убедило, но в июне 2006 года Ольга Ивановна, покинув родной Киев, с чемоданами отправилась в Крым. Приехала она, конечно, сначала в Ялтинский зоопарк "Сказка", погостила пару дней, и под мои упоительные рассказы о том, как всё будет хорошо, мы поехали в Белогорск, на базу. По дороге я ей рассказывал о местных достопримечательностях, показывал Белую скалу, поля, покрытые маками...
Приехав на базу, я поселил тёщу в маленькой времянке, где предшественники разводили страусов. После небольшого инструктажа уехал в Ялту, а Ольга Ивановна осталась налаживать быт и обследовать территорию объекта. За время запустения на базе развелось очень много змей, жили также зайцы и лисицы. Змеи ещё сыграют свою роль в жизни Ольги Ивановны.
Первые два года оказались самыми трудными. Это борьба с вывозом мусора и очистка территории, неустойчивое электроснабжение, так как запитывались мы от соседнего дачного кооператива как суб-абоненты.
К работам в парке мы привлекали всех: и местных, и своих из Ялты. Потихоньку начали восстанавливать административный корпус, здание кафе "Белый лев" (бывшая столовая для военных), офицерское общежитие, которое впоследствии станет гостиницей "Сафари".
Шло время, но цельного плана в моей голове, каким будет парк, всё ещё не было. Поэтому я продолжал руководствоваться одним из своих главных принципов: всё начинается с порядка. Наведением порядка мы и продолжали заниматься. Потом возникла идея создать сафари, где на большой открытой территории гуляли бы стада разных видов антилоп, зебры, жирафы. Идея интересная, но недостатки этого проекта были налицо. Вс антилопы являются травоядными животными, и за год проживания от выделенной им территории осталась бы пустыня. Они съели бы всю растительность, уничтожив и деревья. Пейзаж выглядел бы лунным и весьма печальным.
К тому же самцы антилоп во время гона бывают очень агрессивны.
Помню, однажды, находясь в Китае, я беседовал в бане со своим знакомым китайцем по имени Алон. Рассказывая о Поднебесной, он похвастался, что на его родине, в Харбине, расположенном на севере Китая, есть парк тигров. В парке содержится более 100 тигров, и он пользуется большой популярностью у жителей и гостей Харбина.
Алон показал мне на телефоне видео, где несколько автобусов с туристами находятся прямо среди тигров, а в это время специальный автомобиль привёз тиграм большого живого быка. Быка выпустили, тигры начали охоту, затем трапезу, а туристы, извергая адреналин, смотрели и снимали всё на свои телефоны и планшеты.
"Эврика!" - воскликнул я прямо в бане и поблагодарил китайца за поданную идею. Конечно, нужно строить парк львов. Во-первых, я уже имел десятилетний опыт разведения этих животных в Ялтинском зоопарке "Сказка". Во-вторых, я был в ЮАР, когда ездил заключать контракты на поставку белых львов и жирафов, и видел небольшой парк львов под Йоханнесбургом. В-третьих, львы - царственные животные, стоящие на вершине пищевой цепочки животного мира; их мощь, сила, грация и красота могут только восторгать любого посетителя. И наконец, в-четвёртых, львы не питаются растительностью, а это значит, что деревья, кусты и трава отданной им саванны будут всегда привлекательными.
Недостатков в этом проекте было два. Первый заключался в том, что каждый лев за сутки требует 7-10 килограммов мяса. А если львов будет пятьдесят?! Мясо ведь не сено, стоимость его в любые времена была высокой. Вторая проблема: львы - хищники; как их обслуживать, как обеспечить безопасность посетителей?
Но решение принято. Оставалось спроектировать территорию так, чтобы было удобно и животным, и посетителям, чтобы незаметно для гостей парка обеспечивать все работы по обслуживанию животных. А ещё нужно было все разрозненные строения и постройки базы удачно включить в новый генплан и желательно ничего не снести.
Мысли не выстраивались в единую концепцию, и, как всегда, помогла поездка в Китай. Помню, на седьмой день оздоровительного голодания, а я провожу их регулярно, у меня в голове вдруг чётко и ясно родился генплан будущего парка.
В последующие три дня я только успевал записывать мысли на бумагу и делать чертежи. Через несколько дней было спроектировано всё, включая разводку сетей водоснабжения, канализации, электричества, трансляции.
Вернулся я из Китая одухотворённым, полным планов и идей их воплощения. Теперь я точно знал конечную цель и уверенно начал строить парк львов. Со своими чертежами и планами я прибыл в институт "Крымкоммунпроект" в Симферополе и попросил оформить мне проект в соответствии с нормативами. Вот так и родился замысел парка. Кому-то может показаться, что всё так просто, однако заверяю, что этому решению предшествовали месяц раздумий, бессонные ночи и муки творчества.
Проблема заключалась ещё в том, что это, к примеру, не аквапарк, где всё просто и понятно: как поставить горки, как расположить бассейны и разместит прочие сооружения. Мне не с кем было посоветоваться, ведь я строил первый подобный парк в Европе. Очень скоро я придумал и название будущему парку - "Тайган". Взял за основу наименование местного водохранилища, к тому же в слове "Тайган" есть что-то для слуха русского человека. Кроме того, название "Тайган" очень звучное, достаточно редкое, а ещё я хотел увековечить Белогорье.
Строительство - дело рутинное, очень затратное и хлопотное. Нужно было возвести километры мостов и ограждений, построить многие десятки вольеров для животных, возвести и отделать здания, заасфальтировать более 40 000 квадратных метров покрытия, уложить тысячи квадратов тротуарной плитки, провести все коммуникации.
А ещё нужно было из разрушенной, пугающей своим видом базы создать прекрасный ландшафтный парк. Большую роль в оформлении парка сыграли озеленительные центры Крыма, такие как "Велес" и "Ботаник", ими были сделаны альпийские горки и аллеи с декоративными растениями.
Всю работу по организации строительных работ, ведению учёта и отчётности я взвалил на Ольгу Ивановну. Приезжал не очень часто, иногда вообще проездом. Зорки строительным взглядом я осматривал объекты, как правило, раздалбывал прораба, то есть тёщу, и опять уезжал в Ялту.
Так было до осени 2010 года, когда я понял, что строить на расстоянии нельзя. И я перебрался в "Тайган", чтобы лично руководить строительными работами и готовить парк к открытию.
К тому времени уже было сделано немало. В частности, почти все основные здания отделаны снаружи и внутри. Ольга Ивановна давно из времянки переехала жить в отремонтированный бывший генеральский дом. Котельная была перестроена под жирафник, и туда уже въехали жирафы. Заложены вольера детского стационарного зоопарка, из бывшей теплицы создан "Дом птиц". Тем не менее до финиша предстояло сделать ещё очень много.