Найти тему
"Между нами, дикарями"

«Из жизни векш»: 1 октября

Оглавление
Бобрый час!
Сегодня принципиально исключила все контакты с населением и дала себе отдых от новостей любого типа.

Одна правда, пролезла: Дятел жив и пошёл на повышение. Теперь направлен на переподготовку в Дойчланд. Одним словом, Судьба ему пока улыбается.

Тем, кому интересны только новости, дальше лучше не читать, ибо далее будет о печалях современного общества, и о том «кризисе» в который погрузился Запад и который чаще называют словом из четырех букв, первая из которых «Ж».

Уильям Меррит Чейз – "Знаток живописи".
Уильям Меррит Чейз – "Знаток живописи".

Образование: между миссией и ремеслом

«Оса, как думаете, что не так с учителями? Ведь именно они должны быть наиболее стойкими, но оказались наиболее уязвимыми? И эта проблема существует давно. Что с ними не так?»

С ними – та же беда, что постигла всё общество. Они десакрализировались.

У нас же сейчас не помазанник Божий (пусть плохой, но помазанник), а президент, т. е. по сути всего лишь крупный менеджер.

Мудрецы заменены работниками интеллектуальной сферы.

Священник все реже своим видом и поведением соответствует представлениям хоть какой-то религии о духовности, а медик просто работает по инструкции, а не о здравии пациента думает.

Учителя тоже не остались в стороне от процесса и утратили идею учительствования, как миссии. Теперь преподавание – такой же способ заработка, как укладка кирпичей или асфальта.

И ученики это видят и не понимают, с какого такого перепуга они должны быть благодарны учителям больше, чем асфальтоукладчикам или строителям, когда они одинаково нуждаются и в обучении, и в домах, и в дорогах?

Детей так запросто не обманешь. Они все прекрасно видят и не понимают, откуда именно у учителей такая претензия на особый статус.

А уж претенциозности, по крайней мере, у наших учителей – в избытке. Свою роль они считают самой главной. Как говорила посреди больницы одна такая преподавательница «а вы не путайте медицину с образованием!», намекая на то, кто здесь высшая раса и лучший представитель рода людского, а кто второй сорт.

И ученики это очень хорошо видят, как видят и то, что значительная часть преподавателей – самые обычные мужики и бабы. Шудры, дурно изображающие из себя брахму.

Как знают и то, что пару дней назад вечером все питейные заведения были переполнены именно учителями, способными опрокинуть столько, что иной шахтер удивится.

Питер Брейгель - "Крестьянская свадьба".
Питер Брейгель - "Крестьянская свадьба".

Повторюсь: десакрализация затронула все сферы. Просто это лучше видно на примере тех же учителей или, скажем, родителей, которые и в самом деле уже давно не «отец и мать», а именно родители в самом узком смысле этого слова.

-4

Допускаю, что десакрализация стала закономерным результатом вытеснения из современного сознания крайне неудобного понятия «священное», что стало значимым направлением «развития» цивилизации отнюдь не в «бездуховные» советские времена, а еще лет за 400 до этого.

Параллельно с этим идет замена истинных имен и смыслов разного рода эвфемизмами и симулякрами. Простой, но актуальный пример:

Сейчас говорят «потери противника составили», и далее «личный состав» – такая-то цифра. Ну, чтобы не говорить слишком уж честные слова: «сегодня мы убили столько-то человек».

Сейчас это общепринятая норма. Поэтому всюду маски, за которыми часто нет ничего, кроме пустоты, или, что о даже хуже – правды.

Питер Брейгель - "Мизантроп".
Питер Брейгель - "Мизантроп".

Немного об общечеловеческом кризисе и кризисе Западной цивилизации в частности

Практически все знают индийскую варновую систему, которая хороша тем, что почти универсальна и неплохо описывает, как различные типы людей, так и многое другое.

Не то, чтобы она была идеальна, но внимания заслуживает, тем более, что похожие классификации возникали в самых разных уголках планеты, при том, что никакой связи с Индией и даже индоевропейцами не прослеживается.

Так что, похоже, это не просто чья-то произвольная выдумка.

Если кто-то позабыл, то вкратце и в упрощенном виде она выглядит следующим образом:

  • Брахманы (священнослужители-мудрецы-ученые);
  • Кшатрии (воины и правители);
  • Вайшьи (торговцы и свободные землевладельцы);
  • Шудры (батраки и все те, кто вкалывает за копеечку или за рупию: наймиты, одним словом).

Из этих четырех каст первые три считаются особыми – дваждырожденными. Вероятно, это реликт того, что некогда эти люди должны были пройти своего рода профессиональную инициацию, которая и рассматривалась, как второе рождение.

Шудры были просто людьми – не дваждырожденными.

Но они были одной из четырех каст/варн и местами даже уважаемой. Из шудр даже мудрецы выходили, хотя и нечасто.

Вообще там уйма нюансов, в которых часто путались сами индийцы, поэтому не будем углубляться.

Вне каст находились разного рода деклассированные/деварновые элементы: проститутки, бродяги, актеры, золотари, воры, извращенцы и прочие персоналии, даже стоять рядом с которыми было нежелательно.

Опять же не углубляемся в нюансы, а просто констатируем факт.

Теперь берем эту классификацию в качестве этакого трафарета и смотрим сквозь него на различные человеческие сообщества, которые можем откопать на просторах истории.

Бартоломео Виварини - "Дева Мария с младенцем на троне и Святые".
Бартоломео Виварини - "Дева Мария с младенцем на троне и Святые".

Духовные

Хотя в принципе почти всюду можно откопать эти четыре класса, можно увидеть и то, что в различные периоды разные группы людей помещали в центр своего внимания какую-то одну из них.

Парадокс, но в, казалось бы, дикие давние времена, взгляды с удивительной частотой сходились на брахманах и их идеалах.

Шаман-колдун-мудрец то и дело был главным культурным героем, нередко был наиболее чтимой частью сообщества и даже прочие герои, даже выраженного богатырского типа, то и дело обнаруживали черты все того же шамана-колдуна-мудреца.

И довольно долго, чем бы ты ни занимался, было важно хоть как-то приблизиться в священному.

Эдвард Бёрн-Джонс – "Сон Ланселота у часовни Святого Грааля".
Эдвард Бёрн-Джонс – "Сон Ланселота у часовни Святого Грааля".

Пафосные

В несколько более позднюю эпоху, длившуюся, вероятно, не так уж долго на фоне предыдущей, но зато очень хорошо зафиксированную в источниках, в центр внимания попадают цари и воители.

Комментировать эти периоды и типы сообществ вряд ли есть нужда, ибо они отличаются повышенным пафосом, героикой и раскручены до предела и порой до маразма.

В эти периоды духовное сословие либо вытесняется на глухую периферию – (знахари, колдуны и пр.), либо уничтожается, либо выполняет роль обслуги кшатриев (жрецы).

Идеалом же становится уже воин по призванию и только воин. Как вариант – царь (сплошь и рядом являющийся еще и воином).

Орас Верне – "Сражение между греком и турком".
Орас Верне – "Сражение между греком и турком".

Позолоченные

Еще один тип, который тоже широко известен. На этом этапе пыль в глаза пускают уже не подвигами, а богатством, и бряцают не сталью, а все больше золотишком.

Короли меняют боевых коней на кареты, сапоги со шпорами – на туфли с бантами, доспехи, пусть и парадные – на камзол с кружевами, суровый замок – на роскошный дворец, а шлем – на парик подлиннее банного полотенца. Героем быть не обязательно, а вот быть богатым изволь.

Период довольно длительный и тоже хорошо описанный главным образом потому, что попадает на период, когда писанина становится невероятно распространенной, что и неудивительно, ибо первая внятная письменность появилась именно для того, чтобы подсчитывать долги и никому ничего не простить ненароком. Т. е. даже не для того кляузы писать.

Это период почти совпадает с нашим, а в некоторых местах он продолжается уже много веков. В тех местах даже фольклор переполнен разного рода торговцами, типа Садко или Синдбада, тогда как героические персонажи или мистические едва присутствуют и часто выполняют отрицательную роль.

Кстати, в 90-х нас, как мне кажется, тоже на некоторое время снесло в общество вайшьев, когда идеалом для многих стал некто в малиновом пиджаке, на бээмвэхе, с золотой цепью на негнущейся шее и, разумеется, с кошельком толще этой самой шеи.

Мудрости у такого персонажа было с копеечку, героизма обычно не больше, способности заботиться об обществе, подобно шаману или царю не просматривалось вовсе, да и ему ничего и не нужно было, ибо в его понимании нет смысла взращивать в себе то, что, как ему кажется, можно купить.

Но, видимо, Россия плохо подходит к вайшьеобразию и период был недолгим и вспоминается чаще всего дурно. Но некоторые сообщества чувствуют себя в этом образе прекрасно.

Правда, другие их обычно едва переносят. Возможно из-за их безыдейности, резко контрастирующей с цинизмом и бесконечной жаждой наживы.

Виктор Ефименко - "Тридцать серебреников". Своего рода иллюстрация того, что никто не мешает вайшье так, как брахман. Он лишний. Его нужно предать. А лучше продать.
Виктор Ефименко - "Тридцать серебреников". Своего рода иллюстрация того, что никто не мешает вайшье так, как брахман. Он лишний. Его нужно предать. А лучше продать.

Социалисты

Это уже интереснее, ибо к нам ближе. В определенный момент в центр попали простые люди. Те самые шудры, которые работают за зарплату. Сюда относятся всевозможные демократы, социалисты и даже национал-социалисты, ибо, сколько бы последние ни тpындeли о сверхчеловеках, они их видели не в лице отдельных особо развитых личностей, а как широкую массу нужной национальности.

На этом этапе заигрывание с народом (искреннее и липовое) становится обычным делом. Если некогда простые люди норовили хоть чем-то походить на духовных лидеров, на героев-воителей или на богачей, то теперь все меняется ибо практически все норовят изобразить «близость к народу».

Парики летят в топку, лимузин с кортежем лучше не демонстрировать, жилище (пусть и липовое) должно смотреться скромным, декларация о доходах не должна быть слишком уж вызывающей и в барина лучше не играть, даже если ты натуральный барин.

Ибо глас народа, пусть даже формально, но становится гласом истины и именно на этом этапе реальные хозяева жизни начинают носить растянутые свитера с потертыми джинсами, а «Я» становится именно последней буквой алфавита.

Демократия, одним словом. Есть здесь, конечно, и плюсы. Например, начинают замечать значимость рабочего человека, как было в СССР.

Плюсы вообще есть везде. В обществе вайшьев, например, не зазорно быть сытым, в кшатрийском – сильным, а в брахманском умничать даже похвально. В шудрийском, соответственно, вкалывать, как проклятый, уже даже почетно, и это более не симптом проклятия. Но вот "высовываться", нежелательно.

Автор - Хосе Вела Занетти.
Автор - Хосе Вела Занетти.

Западное

Куда мы пришли теперь, все, думаю, догадались.

Шудрийское общество, где абсолютное большинство людей, к какой бы сфере деятельности они ни относились, являются наемными служащими, можно рассматривать по-разному. В конце концов, эта варна была хотя и не особо почитаемой, но все же варной.

Но это еще не конец и некоторые сообщества таки делали последний шаг, ставя в центр своего внимания то, что вызывало омерзение у сообществ предыдущих типов.

Должна сказать, что такие сообщества были довольно редки, ибо редко кому удавалось дожить до такого позора, не будучи уничтоженными более здоровыми соседями.

Но такие случались в древности, и одно такое случилось сейчас. Причем нынешнее общество неприкасаемых, возможно, наиболее яркое общество в истории.

В общем, дорогие друзья, теперь в центре внимания и почитания не мудрецы, не воины, не богачи и уж точно не работяги. Теперь таковыми стали отбросы общества.

Если у нас-вас еще более-менее, то Запад погрузился с былых высот просто в выгребную яму, сделав наиболее значимыми персонами всё тех же извращенцев, ското-, муже-, и, вероятно, детоложцев, стихийных или профессиональных проституток всех мастей, тех самых актеров, большая часть которых должна писаться вообще с уменьшенной буквы ибо даже своего ремесла не знает, и, если некогда на том же Западе хорошим героем был, скажем, полицейский, а вор – значительно реже, то сейчас положительным героем является почти всегда именно ловкий вор, прожигатель жизни и все в таком духе.

И девочки в последние десятилетие, как оказалось, «всегда» любили именно плохих мальчиков, хотя, если поковыряться в истории, то можно будет увидеть, что во все времена они предпочитали умных, сильных, красивых, желательно богатых, но уж никак не беспутных наркоманов с дырой вместо чести.

Увы, сейчас в тренде люди без рода, без племени, без принципов, без веры, и чаще всего без мозгов и совести, ибо есть разница между теми, кто поднялся над тем же родом, племенем, общественными принципами и прочим и теми, кто опустился ниже их уровня.

Что ж, ура, товарищи, Запад приехал! Вернее, погрузился.

Гюстав Доре – "Потоп".
Гюстав Доре – "Потоп".

Возвращаясь к учителям, предлагаю посмотреть на их проблему в контексте вышесказанного. Да, род деятельности не изменился. Изменилась начинка.

Некогда учитель был своего рода брахманом, который, хотя и получал материальное вознаграждение, но не за деньгу работал, а СЛУЖИЛ идее. Даже порой подвижничал.

К настоящему времени это обычно уже либо вайшья, либо шудра.

И это еще неплохо, ибо, судя по той информации, которая доходит о кризисе западной сферы преподавания, там учителя уже пошли провозглашать истины, которые способны исповедовать лишь неприкасаемые.

Нас-вас, конечно, тоже затронуло, но у нас с вами надежды на выздоровление все же есть, а вот Запад, похоже помирает.

Гюстав Доре – "Спеши теперь к своей ты смерти".
Гюстав Доре – "Спеши теперь к своей ты смерти".

Правда, надежда на его выздоровление есть, хотя и небольшая.

Есть подозрение, что кризис, поразивший западное общество, является таким же, как и местный кризис (опушкинский) – т. е. его корни уходят не в почву, а сразу за океан.

Поэтому, когда помрёт Америка (не обязательно физически, главное, чтобы померла, как некий идеал, как мечта и образец, на который молится полмира), есть вероятность, что утратит основу и местный кризис, и европейский.

Хотя, должна сказать, что местный кризис, по сравнению с европейским, мне кажется не таким уж и страшным.

Исаак Исраэлс – "Утонувший рыбак".
Исаак Исраэлс – "Утонувший рыбак".

Ладно, если долго поживем, возможно, даже полуфинал увидим. Поэтому бережем здоровье.

Вот на этой ноте я закончу сегодняшнюю статью и пожелаю вам хорошей ночи. И пусть вам приснятся бобры и белки!
До встречи!