Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Коммунизм предполагает отмирание всякого государства как явления. Что под этим понимается?

Не секрет, что взгляд марксизма на государство как результат классовых противоречий логично приводит к тому, что с уничтожением классов должно отмереть и само государство. Но тут встаёт вопрос, который не очевиден для многих людей, пытающихся овладеть марксизмом – как именно это должно произойти? Что значит «отмирание государства»? Как люди будут выстраивать управленческие структуры в безгосударственном обществе? Не приведёт ли это к полной анархии в плохом смысле этого слова? На некоторые из этих вопросов попытаемся сейчас ответить. Отношение марксистов к государству часто путают с отношением к государству анархистов. Последние тоже ставят своей целью уничтожение государства. Однако между первыми и вторыми есть большая разница. Анархисты любого толка, хоть правые, которые желают при уничтожении государства сохранить рынок, хоть левые, выступающие за тотальную эмансипацию индивидов от всех ограничений, относятся к государству, как злу по природе своей. Марксисту такие представления чуж

Не секрет, что взгляд марксизма на государство как результат классовых противоречий логично приводит к тому, что с уничтожением классов должно отмереть и само государство. Но тут встаёт вопрос, который не очевиден для многих людей, пытающихся овладеть марксизмом – как именно это должно произойти? Что значит «отмирание государства»? Как люди будут выстраивать управленческие структуры в безгосударственном обществе? Не приведёт ли это к полной анархии в плохом смысле этого слова? На некоторые из этих вопросов попытаемся сейчас ответить.

Отношение марксистов к государству часто путают с отношением к государству анархистов. Последние тоже ставят своей целью уничтожение государства. Однако между первыми и вторыми есть большая разница. Анархисты любого толка, хоть правые, которые желают при уничтожении государства сохранить рынок, хоть левые, выступающие за тотальную эмансипацию индивидов от всех ограничений, относятся к государству, как злу по природе своей. Марксисту такие представления чужды – он в принципе не делит ничего на «добро и зло», на «чёрное и белое». Он рассматривает мир как глобальный процесс, который приходит в движение благодаря меньшим процессам, двигателем которых являются противоречия. В этом отношении и меньшие процессы по отношению к глобальному процессу тоже являются теми противоречиями, которые двигают материю.

Так и государство является в понимании марксизма процессуальным. Его возникновение связано с разделением общества на классы и несёт собой несколько функций. Одна из них – и на ней чаще всего останавливаются марксисты-новички – это подавление класса эксплуатируемых классом эксплуататором. Это одна из центральных функций, но не единственная. В разные периоды истории, в разных политэкономических обстоятельствах государство может осуществлять и другие функции, будь то бонапартизм, который пытается уровнять классы ввиду слабости правящего класса или решить проблемы всего общества, ведь проблемы таки бывают не только классовые, но и общие. Это не отменяет того факта, что представители разных классов будут страдать от общих проблем одинаково. Например, в случае эпидемии государство предпринимает действия и для спасения граждан, и для спасения бизнеса, хотя правящий класс и переживает это тяжёлое время с господдержкой куда как лучше.

К полезным для всех функциям государства можно отнести и защиту от правонарушений. Опять-таки ясно, что в рамках классового общества права классов различны, и государство в основном защищает права класса эксплуататоров, но всё-таки и жизнь простого рабочего может сделать лучше. Словом, государство противоречиво, многофункционально, в нём содержатся как прогрессивные даже для сегодняшнего дня элементы, так и регрессивные. Как же отказаться от государства – придётся уничтожать все его проявления?
Нет. В ходе развития мирового процесса те или иные мини-процессы, к которым относится и государство, никогда не исчезают полностью. Марксист рассматривает видоизменение тех или иных явлений в общемировом процессе посредством диалектического снятия. Предполагается, что на определённом этапе развития тот или иной процесс переходит в качественно иную фазу, становится чем-то другим, но сохраняет общественно-полезные свои функции в своей новой итерации. В свою очередь те функции, которые являются общественно вредными, действительно полностью исчезают из истории. Общественная полезность в свою очередь определяется общественной же практикой, повторённой миллионы раз.

Так в процессе движения к бесклассовому обществу государство будет уничтожено в том смысле, что оно перестанет быть аппаратом классового угнетения. Однако полезные его функции – присмотр за порядком, решение возникающих конфликтов, меры по решению всеобщих проблем – они сохранятся, перейдя в другую форму государства, которое уже будет не вполне тем государством, которое мы имеем сегодня. Этот переход ждёт и другие близкие и понятные нам сегодня процессы. Так, например, нация, как явление, лишится своего политического наполнения, однако сохранится, как культурное многообразие человечества. Государство же потеряет функцию классового подавления, но сохранит системы управления, контроля и порядка, которые будут выглядеть иначе, чем сегодня.

Самым логичным представляется ввод того или иного аналога прямой демократии, как это было в Афинах в золотой век Греции. Однако если прямая демократия Афин, где каждый гражданин непосредственно управлял теми или иными процессами в полисе, обеспечивались трудом десятков тысяч бесправных неграждан рабов, то в случае с коммунизмом общественное развитие позволяет нам использовать вместо рабского труда роботов. Так, грубо говоря, каждый член коммунистической общины будет управлять по очереди, это будет такая же обязанность для членов мировой коммуны, какая была для граждан Афин. Именно такое управление будет предохранять от коррупции и попыток законсервировать строй под себя, чтобы остаться во власти подольше. Про это же в некотором смысле пишет Ленин, говоря о кухарках и управлении государством, пусть и конечный смысл цитаты был иной.

Таков марксистский взгляд на отмирание государства в обществе будущего. Конкретные практики подобного процесса необходимо расписывать отдельно в прикладной литературе, однако очевидно, что упор должен быть сделан на низовую демократию, самоорганизацию, которая возможна лишь при максимально широком распространении научных знаний в широчайшие массы. Именно поэтому коммунисты делали упор на ликбез. В отличии от любых представителей правых идеологий и политических доктрин, которые уверены в том, что человеку от природы присущи пороки, которые не позволят построить хоть сколько-нибудь справедливое общество, коммунисты не просто верят в человека, но знают, что человек создаёт себя сам. А значит человек может создать такой мир, в котором его творческий потенциал найдёт себе поле для реализации, в котором он сможет трудиться на благо общества без стоящего над ним хозяина в виде царя, брахмана или Бога. Как писал Маркс: «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429