Многие считают, что современные дети мало читают. Это не так — читают много, но не всегда то, что нужно. Как пробудить у учеников интерес к книгам, понять Булгакова и вызвать эмоции «до слез» при чтении Паустовского? О роли педагога, важности литературы и достижениях своих учеников корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у учителя русского языка и литературы столичной школы № 23 Натальи Вальковской.
Будить чужую мысль
— Наталья Александровна, раньше говорили, что советские люди — читающая нация. Можно ли сказать подобное о современных школьниках?
— У подростков СССР книги являлись почти единственным источником информации. Поэтому ребята и поглощали их, засиживаясь в читальном зале. Сама была такой. До сих пор помню неповторимую атмосферу сельской библиотеки, где проводила вечера, когда родители привозили меня в деревню к бабушке. У нынешних ребят все по-другому: достаточно выйти в интернет, и есть доступ к разнообразной информации на всевозможные темы.
Дети читают много, но некоторые ограничиваются лишь современными авторами или забавными статьями, вызвавшими у них интерес. На мой взгляд, в нашем мире роль и позиция педагога постепенно меняются. Он должен помочь сориентироваться в потоке информации, научить критически ее оценивать.
— Воспринимают ли ребята должным образом произведения, предлагаемые учебной программой? Ведь даже некоторые взрослые признаются, что смогли оценить великие романы того же Булгакова только после школы.
— В этом и состоит величие произведений русской литературы: они многогранны и играют разными красками, открой мы их в школьные годы или 10 лет спустя. Будем честны: не каждый взрослый сможет понять, например, роман «Мастер и Маргарита», даже если не единожды брал в руки книги Булгакова. Быть просто читателем и читателем вдумчивым — разные вещи.
На мою радость большинство учеников любят литературу и готовы доказывать это на состязаниях. Так, мои воспитанники с успехом участвовали в международном конкурсе исследовательских работ школьников Research Start, международном инновационном проекте «Моя Отчизна» и других. Уже четыре года подряд они становятся победителями городского конкурса исследовательских работ учащихся по учебному предмету «Русская литература» секции «Литературоведение» и достойно представляют Минск в составе команды на республиканском этапе. Приятным стало и результативное выступление моей ученицы Анастасии Дерех с работой по роману Яны Вагнер «Вонгозеро» на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского с международным участием в 2022 году. В этом и заключается главное в профессии учителя — поддержать своих учеников и не навредить им. Как справедливо отметила героиня фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», ошибки учителей опаснее ошибок врачей, только не сразу заметны. Мне кажется, каждый педагог должен об этом помнить.
Посеять семя
— Ответственность действительно большая. Выбирая профессию, вы ее не боялись?
— Наверное, профессия сама меня выбрала. Я выросла в семье журналистов, в которой книги, заполнившие все полки в шкафах, считались главной ценностью. Прививала любовь к художественному слову и бабушка, рассказывая о талантливом родственнике Мартыне Маластовском (Чернове) — поэте Краснопольского края конца XIX — начала XX века. В школьные годы любимый педагог Валентина Борозна укрепила во мне желание стать учителем русского языка и литературы. Я поступила в только открывшийся Лицей БГУ, а потом в Белорусский государственный университет, который окончила с красным дипломом. Была возможность заняться научной деятельностью в вузе, даже без труда сдала кандидатский минимум, однако мир школы оказался мне ближе, чем сухие научные труды. Поэтому уже 27 лет работаю учителем и ни о чем не жалею: я на своем месте.
— Ученая в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская утверждает, что в процессе чтения у человека задействовано около 17 зон мозга, образуются новые нейронные связи, которые помогают быстрее думать и улучшают память…
— Это с одной стороны. А с другой — литература развивает духовно. Если во время прочтения человек отреагировал эмоционально — загрустил, обрадовался, задумался, — цель достигнута. Я стараюсь ребятам зачитывать на уроке отрывки из романов или поэм, которые проходим. В этом случае произведение воспринимается несколько по-иному, открываются нюансы, которых ученики не видели во время самостоятельного чтения. Вспоминаю, когда после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма» дети плакали. Не важно, запомнят ли они имена всех персонажей, ценно другое: ребята прочувствовали, что хотел донести автор, пережили ситуацию.
— Вы упомянули: главное в работе учителя не навредить. На ваш взгляд, понимает ли это молодежь, поступающая в педуниверситет, и охотно ли идет в профессию?
— Труд учителя всегда считался непростым и одновременно важным для общества. Да, сейчас мы повсеместно наблюдаем, что получить работу и приличный доход можно и не обладая специальными умениями и навыками. Некоторые молодые люди выбирают такой «легкий хлеб». Хватает в профессии и рутины, например в виде проверки школьных тетрадей. Не каждый выпускник согласен на это. Но есть и те, кто осознанно поступает в педагогический вуз, а потом приходит на работу в школу. Здесь не должно быть случайных людей. Пусть готовых окажется немного, однако «на учителя» должны поступать люди, понимающие, куда и зачем идут, а также то, что могут сделать полезного. Педагог — больше чем профессия, это образ жизни.
А ученики-то другие
— Когда я была школьницей, учитель считался авторитетом, любое его слово воспринималось как истина в последней инстанции. Современные дети другие, они готовы поспорить…
— И отлично: ведь в споре рождается истина. Однако правилам дискуссии нужно научить. Следует общаться так, чтобы ребята видели в педагоге старшего товарища, который способен направить. В свою очередь и я готова воспринимать их как наставников: у современных детей многому можно научиться. Это хороший показатель, когда школьник не зажат, смело высказывает свою точку зрения. Для меня важно, чтобы ученик, приходя на урок, не боялся — даже если что-то не получилось по предмету — и понимал: его никто не обидит. Только в этом случае у детей будет желание изучать новое и общаться с педагогом.
— За 27 лет работы случалось выгорание?
— Безусловно, физическая усталость иногда дает о себе знать. Ежедневно приходится сталкиваться с абсолютно разными ситуациями. Порой трудно представить, что день грядущий нам готовит. Помогает оптимизм, стараюсь с юмором относиться к сложностям. А когда спустя годы мои повзрослевшие ученики подходят со словами благодарности и просят: «Только вы ведите предмет у наших детей», это значит, что я как учитель и человек все же смогла сделать многое.
Фото Тамары Хамицевич