Найти тему
Minsknews.by

Педагог — это образ жизни: преподаватель рассказала, как учиться у учеников и читать книги правильно

Многие считают, что современные дети мало читают. Это не так — читают много, но не всегда то, что нужно. Как пробудить у учеников интерес к книгам, понять Булгакова и вызвать эмоции «до слез» при чтении Паустовского? О роли педагога, важности литературы и достижениях своих учеников корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у учителя русского языка и литературы столичной школы № 23 Натальи Вальковской.

-2

Будить чужую мысль

Наталья Александровна, раньше говорили, что советские люди — читающая нация. Можно ли сказать подобное о современных школьниках?

У подростков СССР книги являлись почти единственным источником информации. Поэтому ребята и поглощали их, засиживаясь в читальном зале. Сама была такой. До сих пор помню неповторимую атмосферу сельской библиотеки, где проводила вечера, когда родители привозили меня в деревню к бабушке. У нынешних ребят все по-другому: достаточно выйти в интернет, и есть доступ к разнообразной информации на всевозможные темы.

Дети читают много, но некоторые ограничиваются лишь современными авторами или забавными статьями, вызвавшими у них интерес. На мой взгляд, в нашем мире роль и позиция педагога постепенно меняются. Он должен помочь сориентироваться в потоке информации, научить критически ее оценивать.

Воспринимают ли ребята должным образом произведения, предлагаемые учебной программой? Ведь даже некоторые взрослые признаются, что смогли оценить великие романы того же Булгакова только после школы.

В этом и состоит величие произведений русской литературы: они многогранны и играют разными красками, открой мы их в школьные годы или 10 лет спустя. Будем честны: не каждый взрослый сможет понять, например, роман «Мастер и Маргарита», даже если не единожды брал в руки книги Булгакова. Быть просто читателем и читателем вдумчивым — разные вещи.

На мою радость большинство учеников любят литературу и готовы доказывать это на состязаниях. Так, мои воспитанники с успехом участвовали в международном конкурсе исследовательских работ школьников Research Start, международном инновационном проекте «Моя Отчизна» и других. Уже четыре года подряд они становятся победителями городского конкурса исследовательских работ учащихся по учебному предмету «Русская литература» секции «Литературоведение» и достойно представляют Минск в составе команды на республиканском этапе. Приятным стало и результативное выступление моей ученицы Анастасии Дерех с работой по роману Яны Вагнер «Вонгозеро» на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского с международным участием в 2022 году. В этом и заключается главное в профессии учителя — поддержать своих учеников и не навредить им. Как справедливо отметила героиня фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», ошибки учителей опаснее ошибок врачей, только не сразу заметны. Мне кажется, каждый педагог должен об этом помнить.

-3

Посеять семя

Ответственность действительно большая. Выбирая профессию, вы ее не боялись?

Наверное, профессия сама меня выбрала. Я выросла в семье журналистов, в которой книги, заполнившие все полки в шкафах, считались главной ценностью. Прививала любовь к художественному слову и бабушка, рассказывая о талантливом родственнике Мартыне Маластовском (Чернове) — поэте Краснопольского края конца XIX — начала XX века. В школьные годы любимый педагог Валентина Борозна укрепила во мне желание стать учителем русского языка и литературы. Я поступила в только открывшийся Лицей БГУ, а потом в Белорусский государственный университет, который окончила с красным дипломом. Была возможность заняться научной деятельностью в вузе, даже без труда сдала кандидатский минимум, однако мир школы оказался мне ближе, чем сухие научные труды. Поэтому уже 27 лет работаю учителем и ни о чем не жалею: я на своем месте.

Ученая в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская утверждает, что в процессе чтения у человека задействовано около 17 зон мозга, образуются новые нейронные связи, которые помогают быстрее думать и улучшают память…

Это с одной стороны. А с другой — литература развивает духовно. Если во время прочтения человек отреагировал эмоционально — загрустил, обрадовался, задумался, — цель достигнута. Я стараюсь ребятам зачитывать на уроке отрывки из романов или поэм, которые проходим. В этом случае произведение воспринимается несколько по-иному, открываются нюансы, которых ученики не видели во время самостоятельного чтения. Вспоминаю, когда после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма» дети плакали. Не важно, запомнят ли они имена всех персонажей, ценно другое: ребята прочувствовали, что хотел донести автор, пережили ситуацию.

Вы упомянули: главное в работе учителя не навредить. На ваш взгляд, понимает ли это молодежь, поступающая в педуниверситет, и охотно ли идет в профессию?

Труд учителя всегда считался непростым и одновременно важным для общества. Да, сейчас мы повсеместно наблюдаем, что получить работу и приличный доход можно и не обладая специальными умениями и навыками. Некоторые молодые люди выбирают такой «легкий хлеб». Хватает в профессии и рутины, например в виде проверки школьных тетрадей. Не каждый выпускник согласен на это. Но есть и те, кто осознанно поступает в педагогический вуз, а потом приходит на работу в школу. Здесь не должно быть случайных людей. Пусть готовых окажется немного, однако «на учителя» должны поступать люди, понимающие, куда и зачем идут, а также то, что могут сделать полезного. Педагог — больше чем профессия, это образ жизни.

-4

А ученики-то другие

— Когда я была школьницей, учитель считался авторитетом, любое его слово воспринималось как истина в последней инстанции. Современные дети другие, они готовы поспорить…

И отлично: ведь в споре рождается истина. Однако правилам дискуссии нужно научить. Следует общаться так, чтобы ребята видели в педагоге старшего товарища, который способен направить. В свою очередь и я готова воспринимать их как наставников: у современных детей многому можно научиться. Это хороший показатель, когда школьник не зажат, смело высказывает свою точку зрения. Для меня важно, чтобы ученик, приходя на урок, не боялся — даже если что-то не получилось по предмету — и понимал: его никто не обидит. Только в этом случае у детей будет желание изучать новое и общаться с педагогом.

— За 27 лет работы случалось выгорание?

Безусловно, физическая усталость иногда дает о себе знать. Ежедневно приходится сталкиваться с абсолютно разными ситуациями. Порой трудно представить, что день грядущий нам готовит. Помогает оптимизм, стараюсь с юмором относиться к сложностям. А когда спустя годы мои повзрослевшие ученики подходят со словами благодарности и просят: «Только вы ведите предмет у наших детей», это значит, что я как учитель и человек все же смогла сделать многое.

Фото Тамары Хамицевич