На каждой Литургии мы слышим красивое и протяжное песнопение "Иже херувимы", в ходе которого священник читает особую молитву в алтаре: "Никтоже достоин...". В этой молитве говорится, что даже для ангелов страшно и трепетно служить Небесному Царю. Тот же, кто связан плотскими похотями и страстями, недостоин даже приближаться к Богу. Но по милосердию Господа и Жертве Иисуса Христа верующие допущены к служению Богу. И вот прихожане духовно присоединяются к процессии, к духовному шествию Ангелов, воспевая при этому песнопение:
"Иже херувимы тайно образующе" - в этой песни верующие, находясь на богослужении как бы присоединяются к служению Литургии которое происходит на небесах! Херувимы - это ангелы, особо близкие к Богу. Их наименование переводится как "сильные", в видениях пророков херувимы изображаются с крыльями, которыми они поддерживают небесный свод, на херувимах восседает Сам Бог. Именно херувиму Бог поручил охранять вход в рай, проход к древу жизни.
Но теперь херувимы не препятствуют нам, а напротив идут вместе с нами к Царю Господу, к древу жизни, то есть к древу Креста Христова.
"И Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе" - вместе с ангелами верующие воспевают трисвятую песнь, то есть песнь "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", то есть ту песнь, которую воспевали ангелы в видении пророка Исайи (книга пророка Исайи 6 глава). В этой песни ангелы трижды воспевают слово "Свят", указывая этим на Святую Троицу. Но песнопение напоминает нам и о том, что пребывание рядом с ангелами требует от нас нравственного совершенствования в следующих словах:
"Всякое ныне житейское отложим попечение" - этими словами херувимской песни верующие призываются к тому, чтобы их мысли не были заняты житейскими попечениями, так как земные заботы несовместимы с пребыванием рядом с Царем царей.
Во время пения первой части херувимской песни священнослужители выходят из алтаря, держа в руках Священные сосуды со Святыми Дарами и, произнеся молитву «Великого Господина...», в которой поминают всех верующих, начиная с Патриарха, поставляют их на Святой Престол для последующего освящения. После этого хор поёт вторую часть херувимской песни:
Яко да царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Алилуийя, Алилуийя, Алилуийя.
В этих словах указывается, что здесь на земле Святые Дары несут священнослужители, а там, на небесах Бога несут на руках ангелы и архангелы. "Дориносима" переводится как носимого на копьях, это выражение взято из древнего обычая прославлять царя, победившего в битве, поднимая его на щитах и копьях.
Итак, херувимская песнь говорит нам, что Бог не где-то далеко, а здесь в храме, присутствует в Святых Дарах, и мы, все верующие, присутствующие на Литургии, духовно участвуем в служении ангелов перед Богом и Господом нашим Иисусом Христом.
священник Валерий Варнашов