Я уже писала, что один из наиболее эффективных подходов в преодолении тревожно-фобических расстройств — это РЭПТ Альберта Эллиса. И в ближайшие дни мы поговорим об аэрофобии: что это с точки зрения этого подхода, какие убеждения могут стоять за страхом полетов, есть ли способы преодоления фобии.
Любая фобия — это изнурительное состояние, которое существенно ограничивает возможности человека (в случае аэрофобии - пользоваться преимуществами авиаперелетов). С одной стороны аэрофобия может не так уж портить жизнь — просто не летай, всего то! И это так — нам свойственно не заходить в тревогу и страх, если это возможно (избегающее поведение). И самолеты — именно такая история. Тем более в наше время, когда летать дорого, то можно найти и плюсы фобии — какая экономия! Но не для человека, привыкшего свободно путешествовать по миру или того, кому предстоит переезд. В этом случае компромисса не получается: не зайти в тревогу из-за самолетов означает не дать своим ценностям и целям реализоваться — путешествовать куда я хочу (или навещать родственников и тп). И это все равно означает столкнуться с фрустрацией и негативными эмоциями.
И вот тогда, если фобия позволяет войти в салон самолета, люди летают — боятся, но летают. Ради своих целей — переехать в другой город, путешествовать, навестить близких, они вынуждены сталкиваться со своим страхом и с физическим состоянием, которое он вызывает.
Люди по-разному могут себя успокаивать, например, кому-то легче выпить перед полетом, или смотреть в иллюминатор — «я вижу землю, то что происходит вокруг, и таким образом будто контролирую процесс полета». Или бегаю в туалет весь полет; или жду, когда стюардессы принесут обед и отвлекаюсь таким образом. Кто-то пристально наблюдает за командой — «спокойные — значит, все ок». Кому-то важно услышать голос капитана — «ага, вроде внушает доверие, отлично попробую делегировать контроль».
Но, увы, это не эффективные средства, ведь параллельного аэрофоб будет считывать любые по его мнению, подозрительные и пугающие стимулы. «Стюардесса выглядит странно, что случилось?!» «А звук двигателя изменился — это что произошло, уже паниковать?!»
Здесь не будет логики — с одной стороны я пытаюсь успокоиться, с другой — пугаю себя, ищу подтверждения своему убеждению, что «летать опасно и страх не напрасен». В последующих публикациях о том, как РЭПТ Альберта Эллиса подходит к терапии тревожно-фобических расстройств.
Подписывайтесь на мои каналы в соцсетях: