Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Беатриче": о любви и измене

Продолжаем знакомство с рассказами из старинных дамских журналов, среди который встречаются весьма занимательные! И сегодня у нас рассказ из журнала за 1914 год, автор не указан - но помечено, что это перевод с итальянского.

И мне очень, очень интересно знать, что вы думаете по поводу этой истории!

Как всегда, просто обираю "яти" и сохраняю особенности орфографии.

"Поцелуй", Жан-Батист Жюль Трайер, 1858. (cc) Wikimedia Commons
"Поцелуй", Жан-Батист Жюль Трайер, 1858. (cc) Wikimedia Commons

"Как ни старались окружающие — муж и две сестры — скрыть от больной серьезность ея положения, госпожа Беатриче дель-Пропоста не могла ея не сознавать. Она была слишком умна и образована, чтобы не отдавать себе отчета в прогрессе пневмонии, которая день за дчем приближала ее к смерти. Она не так жалела свою уходящую жизнь , как жалела мужа, свою любовь к нему, счастье, которое в течение семи лет замужества он ей давал. Она еще пробовала верить в выздоровление, в будущее, но в глубине души отчаивалась, хотя ничем этого не выказывала.

Сестры нежно ухаживали за ней, но не без грусти. Беатриче смотрела на них, молодых, красивых, цветущих здоровьем и радостью жизни, которая ее покидала. Обе они были похожи на больную, Джильда, немного смуглее, a Мария блондинка. У них, как и у нея, была осанка богини, роскошные волосы, ослепительный цвет лица и дивные искрящиеся глаза, изменчивые, как игра дня.

Раз вечером, измученная лихорадкой, Беатриче уснула; около десяти часов она проснулась и очень удивилась, что ея грудь пронизывала боль такая острая и нестерпимая, что ей казалось, что пришел ея последний час. Она нажала кнопку электрическаго звонка: никто не явился . Она позвонила еще: тишина Между тем, боль усиливалась, такая сильная и раздирающая, что молодая женщина встала с постели; она едва не упала, так была слаба, ухватилась за портьеру, добралась до двери и, там, задыхаясь, без сил, упала в кресло. Почти сейчас же боль прошла, ей опять стало легче дышать, и, радуясь этому облегчению, она вдруг услышала разговор в будуаре, рядом с ея комнатой, от которой он отделялся только портьерой. Она насторожилась и узнала голоса: это был Паоло, ея муж, разговаривающий со своей невесткой, Джильдой Буонавентура".

"Выздоравливающая", Яцек Мальчевский, 1882. (cc) Wikimedia Commons
"Выздоравливающая", Яцек Мальчевский, 1882. (cc) Wikimedia Commons

"— Зачем ты мне говоришь это? Воскликнула молодая девушка тоном очень живого упрека.

— Я не могу больше молчать, Джильда, ответил г-н дель-Пропоста. У меня уже нет сил скрывать это чувство; оно меня жжет , убивает, душит! Джильда, умоляю тебя, сжалься надо мной!

— Замолчи, Паоло! Ты меня приводишь в ужас!

— Это неправда, Джильда. Ты борешься сама с собой. Но я прекрасно знаю, что делается в твоем сердце: ты меня не оттолкнешь.

— Как тебе не стыдно это мне говорить? Беатриче в комнате рядом, она умирает, она приговорена, а ты, несчастный, ты говоришь мне о каком-то безумии!

— О безумии, Джильда? Но я тебя люблю, люблю....

Что значила физическая боль, которую только что испытала Беатриче в сравнение с тем, что она почувствовала теперь? В сравнении с этой бездной, в которую она упала, вовлеченная каким-то вихрем ужаса? В сравнении с этими железными тисками, раздавившими ее и заставившими ее теперь обратиться к смерти, как к единственному другу, могущему ей принести помощь и утешение? Она напрягла свое внимание, чтобы слышать еще, чтобы упиться этим ядом, ужасом, отвращением...

— Замолчи же, Паоло, замолчи, говорила Джильда; я не хочу больше тебя слушать...

— И ты все-таки не уходишь, и ты меня слушаешь!

— Мы в отчаянии, мы убиты горем, а ты осмеливаешься говорить мне о любви!

— Ах! я знаю, что это мерзко, чудовищно, но эта атмосфера смерти, болезни лишает меня самообладания. Раньше я тебя любил, не смея об этом говорить, но с тех пор, как Беатриче слегла, с тех пор, как я постоянно с тобой, я обезумел Прошлую ночь, когда жена позвонила, и ты пришла полуодетая, в накинутом на плечи пеньюаре и с распущенными волосами, ты была так прекрасна, что я чуть сдерживал себя... И потом, мысль об одиночестве, которое меня ожидает, постоянная скорбь и тревога — ты, ведь, знаешь, как я люблю Беатриче — все это выводит меня из равновесия и заглушает моральное чувство, которое бы во мне заговорило в другое время...

— Но, если ты еще любишь Беатриче, как же ты можешь любить меня?

— Это не имеет никакого отношения. К Беатриче у меня та глубокая, серьезная нежность, которую дает супружество. А ты, ты молодость, красота, желание, ты Беатриче в 20 лет, когда я ее узнал, ты возвращающейся ко мне тридцатый год моей жизни

— Паоло, оставь меня, я тебя умоляю!

— Скажи, что ты меня любишь!

— Оставь меня, оставь меня!

— Сознайся!

— Ну да, я тебя люблю, ты это прекрасно знаешь… Ах! мы с тобой двое несчастных! Я тебя люблю с тех пор, как тебя знаю, с тех пор как ты женился на Беатриче".

"Выздоравливающая", Эдгар Дега, 1872-87. (cc) Wikimedia Commons
"Выздоравливающая", Эдгар Дега, 1872-87. (cc) Wikimedia Commons

"Беатриче услышала звуки рыдания, затем поцелуев. Тогда она встала—она знала прекрасно, что приговорена к смерти, но ей хотелось, чтобы это кончилось скорее — и близко подошла к открытому окну. Холодный декабрьский воздух проникал в комнату, она разстегнула сорочку и обнажила грудь; холодный ветер обдувал ея пылающее тело; она чувствовала, что понемногу цепенеет, и стала стучать зубами. Дрожа, она закрыла окно и снова поплелась к своей постели, попробовала влезать на нее, но силы ее оставили, и она тяжело упала на пол.

На шум упавшаго тела прибежали муж и Джильда; они с трудом уложили ее в постель.

— Мне было так больно, объясняла молодая женщина, дрожа, что я хотела встать и упала.

У них не явилось никакого подозрения.

Состояние больной резко ухудшилось. Врач не скрывал своего безпокойсгва и потребовал новаго консилиума. Два известных врача приехали на совещание, и все трое пришли к заключению, что дальнейшия старания напрасны.

Когда доктора уехали, Беатриче позвала к себе мужа и обеих сестер. Ея глаза светились какой-то злой радостью и скрытым удовлетворением.

— Паоло, сказала она, мне не в чем тебя упрекнуть: ты был прекрасным мужем; я хочу теперь доказать тебе мою благодарность. Я хочу, чтобы после моей смерти ты не был одинок, чтобы ты был так же любим и окружен заботой, как при мне. Я знаю о любви, которую ты с одной из моих сестер питаете друг к другу. На смертном одре я прошу, поклянись мне, что ты женишься на ней.

Паоло взглянул на Джильду; и со слезами в голосе, взволнованный, дрожащий, пробормотал:

— Я тебе клянусь в этом, Беатриче!

И близость смерти сообщала этой клятве характер ненарушимой, такой, которая непременно будет исполнена, и от которой ничто никогда не освободит".

"Выздоравливающая", неизвестный художник, 1900-е. (cc) Wikimedia Commons
"Выздоравливающая", неизвестный художник, 1900-е. (cc) Wikimedia Commons

"Тогда с последней улыбкой, в которой была вся горькая радость мести, перед Паоло и Джильдой, изумленными и уничтоженными, Беатриче позвала свою другую сестру и сказала ей:

— Mapия, я тебе вверяю моего мужа, выйди за него замуж и сделай его счастливым...

И она навсегда закрыла глаза на этот мир измены!

***

Ну, ну? Ваши мнения? Не буду высказывать своё, чтобы никак не повлиять.

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)