Автор: Ирина Жигмунд
Рассказывает художник по костюмам Милена Канонеро: «Так как это был мой первый опыт в кино, то Кубрик во время подготовки к фильму давал мне множество советов и практических заданий. Он отправил меня вместе с художником-постановщиком фотографировать предполагаемые места съемок, чтобы я погрузилась в среду и поняла, чего он хочет. Поэтому моим первым рабочим инструментом стал широкоугольный фотоаппарат Nikon.
В романе «Заводной апельсин» ярко выписаны персонажи, которые живут в отдаленном будущем, но Кубрик не хотел снимать футуристический фильм, поэтому первым его указанием было осовременить буржуазную вселенную романа, сделать ее более похожей, пусть не без гротеска, на реальность наших дней.
«Каждый из нас четверых был prikinut по последней моде, что в те времена означало пару черных штанов в облипку со вшитой в шагу железной чашкой, вроде тех, в которых дети пекут из песка куличи, мы ее так песочницей и называли, а пристраивалась она под штаны, как для защиты, так и в качестве украшения, которое при определенном освещении довольно ясно вырисовывалось, и вот, стало быть, у меня эта штуковина была в форме паука, у Пита был ruker (рука, значит), Джорджик этакую затейливую раздобыл, в форме tsvetujotshka, а Тем додумался присобачить нечто вовсе паскудное, вроде как бы клоунский morder»
(Бриджес, «Заводной апельсин», пер. В. Бошняк
Из описаний костюмов в книге я оставила только бандажи. В романе они были очень сложными (см. эпиграф), я предпочла более простое решение, на которое меня натолкнул костюм крикетиста, в котором как-то сразу после матча актер Малькольм Макдауэлл пришел на примерку. Еще я поменяла в фильме цвет костюмов «друзей» с черного на белый. В то время я уже жила в Лондоне, банды, скинхеды были нашей жестокой социальной реальностью, поэтому при разработке костюмов, я вдохновлялась тем, что видела вокруг.
Малькольма и его «банду» я обула в высокие скиндхедские ботинки "bovver", в которые были заправлены белые джинсы. Мне хотелось смешать разные стили, поэтому у главного героя появились котелок и трость. Котелок - это очень английский, буржуазный элемент костюма. У главы уличной банды, котелок внезапно приобретает зловещее и мрачное звучание: с одной стороны, он им оскверняет образ английской респектабельности, а с другой – нагоняет ужас. То же самое относится и к трости, которая придает Малкольму эдвардианский вид, но при этом превращается в оружие, причиняющее боль и помогающее совершать убийства. И все же, котелок и трость - два ироничных элемента костюма, не будем забывать, что «Заводной апельсин» - это очень английский фильм.
Стиль родителей Малкольма демонстрирует то, как я себе представляла будущее британской мелкой буржуазии. Идея заключалась в том, чтобы показать, что мода, считающаяся подходящей для молодых людей, в будущем будет использоваться и более зрелыми людьми.
Для жертвы банды, жены писателя, я сделала удобный домашний комбинезон. Мне понравился красный цвет, потому что Стэнли хотел чего-то очень яркого и потому что он хорошо смотрелся в светлом интерьере. Я сделала несколько штук для дублей, поскольку мы снимали не по порядку, а в соответствии с музыкальным ритмом.
Это был самый захватывающий опыт в моей жизни. Именно на съемочной площадке «Заводного апельсина» я поняла, что значит снимать фильм».