Найти тему
История моды с Марьяной С.

Мать-кутюрье и дочь-муза

"Как хорошо иметь дочь!" Жанна Ланвен, основательница замечательного дома моды, который был очень, очень известен в 1910-30-х годах (и существует и по сей день!), обожала свою девочку. Более того - не будь этой девочки, дом моды, пожалуй, мог бы вообще не появиться... Потому что началось всё не с костюмов для взрослых дам, а для детей!

Маргарита Мари-Бланш ди Пьетро, 1900-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды
Маргарита Мари-Бланш ди Пьетро, 1900-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды

Модистка Жанна Ланвен родила дочку в 1897, и назвала её "Мари-Бланш". И никто в её жизни не сыграл такую огромную роль, не оказал такое сильное влияние на творчество, как эта девочка. Кто знает, быть может, Жанна так и продолжала бы делать головные уборы, если бы не дочь, и тогда её звезда в мире моды не вспыхнула бы...

Мари-Бланш была истинной радостью, гордостью, музой, вдохновительницей своей матери. Именно она была причиной того, что, как говорила подруга Жанны, та так много и тяжело работала. Мари-Бланш была хорошенькой девочкой, очень одарённой музыкально, но Жанна бы любила её в любом случае. А ещё ей хотелось, чтобы дочь была очень нарядной... И она создавала для неё прелестные наряды. Наверное, ни в Париже, ни во всей Европе не было девочки, которую наряжали бы с такой тщательностью!

Эскиз и платье от Жанны Ланвен, 1900-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды
Эскиз и платье от Жанны Ланвен, 1900-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды

Да, шляпки от Ланвен пользовались огромной популярностью. Однако клиенты стали обращать внимание и на очаровательные платьица и костюмчики Мари-Бланш, которая немало времени проводила в ателье матери. Сделанные для маленькой девочки, они, тем не менее, отличались своеобразной изысканностью, которая делала их интересными и для взрослых. А в ту эпоху, когда элегантно одетая жена служила своеобразной выставкой достижений мужа, хорошо воспитанный и хорошо одетый ребёнок играл точно такую же роль при своей матери.

Эскизы нарядов от дома моды Ланвен, 1910-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды
Эскизы нарядов от дома моды Ланвен, 1910-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды

Восхищение клиентов, понимание того, что детская одежда и в самом деле будет пользоваться спросом, а также поощрение со стороны близких людей и привели к тому, что в 1908 в доме Ланвен начали делать не только аксессуары, но и одежду для детей. Мари-Бланш потом вспоминала, что часто играла роль маленькой манекенщицы, на которой мать пробовала новые идеи. Порой ей приходилось переодеваться по четыре раза в день. Но девочке это нравилось! И она уже была достаточно взрослой для того, чтобы понимать, насколько её мать талантлива. Ещё одной популярной моделью дома была кузина Мари-Бланш, Марианна, которая вместе со своей матерью, сестрой Жанны, часто фигурировала на фотографиях с новыми модными нарядами.

Танцующие Жанна и Мари-Бланш, и рисунок Поля Ириба, ставший логотипом дома.  (с) vogue.com
Танцующие Жанна и Мари-Бланш, и рисунок Поля Ириба, ставший логотипом дома. (с) vogue.com

Ну а изображение матери и дочери, с лицами, обращёнными друг к другу, тема, повторяющаяся и в иллюстрациях, и в фотографиях, стала знаковой для дома Ланвен.

Ансамбль от дома Ланвен, 1910-е. (с) vogue.com
Ансамбль от дома Ланвен, 1910-е. (с) vogue.com

Детскую одежду от Ланвен отличало высочайшее качество исполнения, внимание к деталям и использование хороших тканей. Повседневная одежда, нарядные платьица, шляпки и муфты, даже маскарадные костюмы – там можно было подобрать для ребёнка всё! А начиная с 1909, Жанна занялась одеждой и для взрослых дам, зачастую создавая ансамбли одновременно и для матери, и для дочери.

В то время одежда для детей являлась лишь немногим более упрощённым вариантом одежды для взрослых, но с годами, когда взрослая мода сама пойдёт по пути упрощения и облегчения, детская последует за ней...

Эскизы нарядов и детские платья дома моды Ланвен, 1920-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды
Эскизы нарядов и детские платья дома моды Ланвен, 1920-е. (с) Из коллекции Парижского музея моды

Ну дальше слава дома только набирала обороты. А Мари-Бланш выросла и вышла замуж за графа. Но место в истории ей сохранил не брак с аристократом, а то, что она была любимой маминой доченькой... и музой!

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)