Найти тему
записки зубного детектива

Поездка из России в Японию на «Титанике» и что из этого вышло

На борту «Титаника» было более двух тысяч человек самых разных национальностей. Но японец был всего один-единственный — пассажир второго класса госслужащий Масабуми Хосоно.

В 1910 году правительство отправило его в Российскую Империю для ознакомления с местной системой государственного железнодорожного транспорта. Пару лет он там прожил, накапливая знания, которые должен был потом привезти домой и там внедрить. В те времена Россия была очень передовой и иностранцы часто ездили поучиться и перенять опыт.

В Японию Масабуми Хосоно возвращался через Европу и Америку. Так было проще, т.к. огибать Африку через Европу было бы еще дольше, а поездка через Дальний Восток сквозь Сибирь на перекладных была бы слишком утомительной.

На некоторое время он остановился в Лондоне, а затем в Саутгемптоне 10 апреля 1912 года поднялся на борт «Титаника». Дальнейшая история корабля всем известна, рейс этот был первым и единственным.

Пропустим историю столкновения с айсбергом и крушения корабля, которую все уже и без меня прекрасно знают, перейдем к тому, что было после. В общем, японец спасся, заняв буквально последнее место в одной из спасательных шлюпок, но радовался он этому не слишком долго.

По прибытию в Нью-Йорк, Хосоно, потерявший все во время крушения, оставшись буквально в чем был и без малейших средств к существованию, пришел в нью-йоркский офис компании Mitsui и попросил помощи, чтобы вернуться домой.

Соотечественники пошли ему навстречу и благодаря их поддержке Масабуми Хосоно отплыл на пароходе из Сан-Франциско в Токио. Все время, пока он находился в США, местные газеты много писали о нем, называя «удачливым японским парнем» (Lucky Japanese Boy).

"Карпатия" со спасшимися пассажирами в Нью-Йорке
"Карпатия" со спасшимися пассажирами в Нью-Йорке

Но совсем не такой радужный прием ждал его на родине. Вместо сочувствия Хосоно был подвергнут остракизму и настоящей травле. СМИ называли его «трусом, запятнавшим честь всей Японии», человеком, опозорившим самурайский дух страны, а некоторые газеты даже писали, что он проник на шлюпку, переодевшись женщиной. Рассказывали, что он прожил в бесчестии всю свою оставшуюся жизнь, но на деле это не совсем так.

Министерство, которое сразу же уволило его после публикаций, вскоре приняло Хосоно обратно, рассудительно посчитав, что терять хорошего специалиста и эксперта в своем деле было бы слишком расточительно. Тем более, что два года подряд его содержали в России не для того, чтобы не воспользоваться полученными им там знаниями.

Прожил Хосоно по японским меркам не слишком долго и умер в 1939 году. Родные и близкие считали, что во многом его здоровье пошатнулось из-за преследований соотечественников, и сделали все, чтобы расследовать этот случай.

Они записали его воспоминания, потом нашли свидетелей и вот какая картина по итогу нарисовалась.

Сам он плыл во втором классе и крепко спал, не заметив столкновения. К моменту, когда стюард разбудил Хосоно и сообщил о катастрофе, выхода к шлюпкам из второго класса уже не было. Стюард посоветовал ему пойти на выход из третьего класса, что тот послушно и сделал. Но третьему классу шлюпок было предоставлено так мало, что там и женщинам с детьми не хватило (если помните, и первый класс далеко не весь поместился, что уж говорить о втором и, тем более, третьем).

-3

До последнего японец находился на корабле, а к моменту, как тот затонул, Хосоно нашел какую-то оторванную дверь, привязал себя к ручкам и петлям с обеих сторон и лежал практически в ледяной воде. Волны постоянно перекатывались через него, из-за чего он моментально промок, замерз и почти не подавал признаков жизни.

По воспоминаниям Шарлотты Коллиер, японец действительно не садился в лодку на корабле. Шлюпки после того, как «Титаник» ушел на дно, некоторое время пытались помочь тем, кому еще было можно, и подбирали людей, пока хватало места. Так в лодку и втащили Хосоно.

Офицер Лоу, который командовал шлюпкой, сначала даже сомневался, есть ли смысл

спасать его, потому что японец выглядел мертвым. Но, видимо, потыкав в него, увидели, что человек шевелится, и решили все же достать. В шлюпке Хосоно довольно быстро пришел в себя и даже вызвался заменить одного из гребцов, все остальное время упорно работая веслами, пока через несколько часов их не заметили и не подняли на «Карпатию». То ли пытался помочь, то ли таким образом согреться, но свою лепту в общее дело он все же внес.

Ну а дальше вы уже знаете. В итоге получилось, что человека незаслуженно оболгали и испортили ему жизнь. Не выпрыгивать же ему было из лодки после того, как его туда втащили!

Вот вам и еще один урок на тему, как не стоит верить всему, что пишут в СМИ.

Записки зубного детектива