Мне захотелось вернуться к истокам, и встряхнуть свои воспоминания о самых первых версиях Героев Меча и Магии. Но, если в первую часть сейчас играть мне не очень интересно, из-за моральной старости игры, то вторая ощущается очень бодро и вполне свежо. Поэтому я открываю цикл разбора армий всех фракций Heroes of Might and Magic II. Начнем с Рыцаря.
Фракция «Рыцарь» в Heroes of Might and Magic II (HoMM2) - это феодальный рай: красивейшие каменные соборы, кузницы, ярмарки и конечно же рыцарская арена для фестивалей на потеху королей и герцогов. А уж на какой живописной равнине располагается этот город! Ворота замка гостеприимно распахнуты, словно бы приглашая всех желающих благородных лордов совершить экскурсию в поместье феодала. Для полной аутентичности средневековой эпохи, мне не хватило на экране города кусочка крестьянской деревни, где они в грязной одежде распахивают поля и лечатся от чумы припарками из куриного помета.
Армия рыцаря
Крестьяне
Обнять и плакать. Самые слабые юниты первого уровня и, в принципе, в игре. Они явно поражены чумой, потому что умирают от любого неосторожного действия. С другой стороны, в реальности крестьяне и вправду воевать не умели, проигрывая любому вооруженному отряду. Поэтому какой с создателей спрос?
У крестьян все по единичке (за исключением дальности хода - там аж три единички), и сколько бы у вас их не было, вражеские отряды готовы истреблять их десятками с одного удара. Да, у крестьян высокий прирост и низкая стоимость, но это вообще не дает никаких бонусов, потому что умирают они очень легко. Для какой-то эффективности, прирост нужен хотя вы вчетверо больше того, что есть (20 в неделю при построенной ферме). В игре они могут помочь только в первых двух сражениях с нейтральными существами, а на большее их не хватит. Сразу стройте другие отряды, чтобы не дергать крестьян и оставить их заниматься землей - а то некому будет поля обрабатывать и скотину охаживать.
Стрелки и Рейнджеры
Я не понял. То ли это дамы, то ли древние фэнтезийные трансгендеры. Эти шикарные золотистые локоны и подкрашенные губки явно намекают на женское происхождение стрелков. И это прекрасно.
Стрелки - единственные стреляющие юниты у рыцаря. Улучшенные до рейнджеров, они могу два раза поражать своими стрелами противника, и на начальном этапе игры наносят очень хороший урон. Желательно улучшать стрелков прям на первых ходах.
В HoMM2 механика стрельбы чуть отличается от сиквелов. Здесь, если вы сражаетесь вне стен замка (то есть, не штурмуете или не защищаете его), стрельба совершается на «полный штык», то есть нет ослабления выстрела в зависимости от расстояния. Из-за этого, как ваши стрелки, так и стрелки противника, будут наносить полный урон дальней атакой. К чему я виду? Хлипкие лучники со слабой броней очень быстро растают в вашей армии, стоит вам встретиться с летающими отрядами или с другими стрелками. Главная цель противника (особенно компьютерного) - ваши сладкие лучницы, с шелковистыми волосами. Да, они крепче крестьян, но поверьте, после крестьян, лучники и рейнджеры растают в вашей армии так же быстро. Если вы захотите их накопить, то придется «выкладывать» из отряда при сражении против летунов (если вы не достаточно скоростные чтобы защитить своих стрелков спинами) или против быстрых лучников.
Копейщики (Копейщики-ветераны) и Мечники (Мечники-мастера)
Я их всех согнал под одну гребёнку, потому что отряды практически одинаковые. Лишь на десять единичек различается количество жизней и на 2 единички у мечников больше атака. Защита идентичная.
У этих ребят самая высокая защита на своем уровне (выше - только у железных големов), хороший недельный прирост и дешевая стоимость. Но надо понимать, что они не годятся в атаке. Что копейщики, что мечники - хорошие подавители вражеских стрелков, они просто могут к ним «прилипнуть» и не давать стрелять, или, можно использовать эти отряды для защиты своих стрелков и других уязвимых воинов. Если эти воины окружат защищаемый отряд в углу - то ковырять их придётся долго. В атаке они очень слабы, и даже не имеют никаких особых свойств. Местные копейщики не умеют использовать свое копье по назначению и бить на две клетки вперед (тоже мне, ветераны), а мечники не будут бить два раза, ведь они плохо молятся. Усугубляет положение этих бойцов и малое количество ХП - если бы не их впечатляющая защита, то воины были бы просто стеклянными. Любое боевое заклинание по ним бьет очень больно. Улучшать эти отряды нужно обязательно, и не из-за повышения жизней на 5 единицей, а из-за прироста в скорости, ведь хилые доходяги в армии рыцаря совсем никуда не годятся.
Всадники и Чемпионы
Первый нормальный боевой юнит рыцаря. Эти всадники на коне обладают хорошей атакой, быстро передвигаются и наносят приличный урон. Благодаря крепкому… минуточку. Нет, не крепкому - здоровье у него как у мечника-ветерана - 30 единиц. Такое ощущение, как будто крестьянина одели в броню и посадили на коня. К сожалению всадники очень слабые по здоровью, поэтому их нужно экстренно улучшать до чемпионов - так хотя бы ХП вырастит на 30% (до 40 единиц). Чемпионы ходят одними из первых благодаря своей инициативе, вместе с фениксами, и за два хода могут пересечь все поле боя. Правда, из-за вальяжного передвижения, они не могут набрать достаточной скорости для удара с наскока, поэтому никакими бонусами от пройденного расстояния не обладают. Чемпионы вообще не обладают никакими уникальными навыками.
У всадников хороший прирост, но из-за того, что это единственный нормальный «дамагер» рыцаря, он всегда будет на передовой, как настоящий феодал, который ничего кроме войны в жизни не умеет. К сожалению, как и в жизни, эти «феодалы» будут мреть как мухи от вражеского клинка или боевого поноса. Перед тем как отправить его в атаку, лучше всего наложить на всадника защитные заклинания, или выждать правильный момент, ведь принимать удары долго он не сможет. И желательно окружить его оруженосцами: копейщиками или мечниками, чтобы эта бестолочь хоть немного отвлекла внимание от благородного всадника на себя.
Паладины и Крестоносцы
Вот это основной боевой юнит рыцаря. Единственная игра в серии (вместе с первой частью), когда пеший крестоносец заметно сильнее чемпиона на коне. Вот что вершат простая молитва и пост.
Жаль что паладин вовсе не терминатор, несмотря на полный латный доспех - у него малое количество здоровья (самое маленькое среди существ подобного уровня) и довольно слабый урон. Правда, урон легко компенсируется двумя атаками.
Паладина жизненно важно улучшать, потому что так он крепнет, повышая здоровье до 65 единиц (прямо как у крестоносцев из Heroes of Might and Magic IV) и ускоряется. Против нежити крестоносец настоящий черт, потому что, в отличие от тех же четвертых героев, его нетерпимость к фракции мертвых проявляется не в повышенной защите, а удвоенном уроне. Все умертвия, а особенно драгоценные вампиры, будут очень быстро рассыпаться от ударов паладина. Кстати, еще крестоносец обладает иммунитетом к проклятию - мумии могут удалиться обратно в свою гробницу. Иммунитет этот не так уж бесполезен, поскольку проклятие снизит урон палычей до десяти единиц (он у них 10-20) и это скорее направленно не против мумий, а против героев-магов.
Вам захочется как можно быстрее построить собор для паладинов, благо в деньгах он самый дешевый из всех зданий шестого уровня. Правда требует много кристаллов, зараза (двадцать штук), которые на высоком уровне сложности в карманах у вас расти не будут. Сам паладин и крестоносец для найма не требуют никаких ресурсов, кроме золота. Паладин очень дешевый, крестоносец - уже чуть дороже, и не самый дешевый юнит высокого уровня (циклопы дешевле, но требуют один кристалл). Прирастает воин света много и охотно: по четыре штуки в неделю, с построенным колодцем (который дает +2 к размножению всех юнитов в городе).
Стратегия рыцаря
При внимательном осмотре родов войск рыцаря, выясняется, что во-первых, здесь нет летунов. Поэтому никаких перелетов через вражеские стены или мгновенного подавления стрелков не будет. Во-вторых, нетолерантное рыцарское общество не принимает в свои ряды никого кроме людей. Хорошо, что к Heroes of Might and Magic III они выставили себе точки роста, и стали терпимыми хотя бы к животным… но к четвертой опять всех выгнали. Зато рыцарь - это единственная фракция во вторых героях, которая может провести аж пять(!) улучшений своих отрядов. Люди очень любят прокачиваться.
Нужно как можно быстрее добавить в армию всадников и паладинов, как самый главный ударный отряд, а это значит, вам придется объявить крестовый поход за кристаллами. С паладинами в армии, и Девой Марией на устах, можно сорваться к противнику и уточнить статус его веры. И даже не обязательно улучшать паладинов до крестоносцев на маленьких картах, так как большое число, даже не самых сильных существ шестого уровня, это все равно большое число. Вам нужно опередить соперника до собственной постройки топовых юнитов. Ведь соревноваться один на один, с воинами своего уровня, паладины не очень хотят. Да и прирост в четыре единицы не такой критичный (это я считаю с построенным колодцем), учитывая, что приплод тех же драконов или титанов, в неделю, всего на одного меньше, что уже не делает разницу в два раза. А вот если вашим соперником выступает нежить - тут лучше подождать и улучшать палычей до крестоносцев, чтобы святой гнев разил мертвяков в два раза сильнее.