Все названия романов, кино и сериалов, заголовки статей или интересных постов легко разложить на составные части: психологические приёмы, с помощью которых авторы дёргают за ниточки нашего интереса.
Я изучил все основные уловки и создал для себя Матрицу СЭКС, которая помогает мне придумывать заголовки и названия. Все идеи прогоняю через неё.
В этой статье покажу её составляющие и расскажу, как их использовать.
Подпишитесь!
Мы делимся полезными материалами для писателей и сценаристов. Материалы полезны как начинающим, так и опытным специалистам. В Дзен не так уж много подобных каналов.
Что такое СЭКС?
СЭКС — мнемоническая аббревиатура, которая похожа на то самое слово, которое вы подумали, при этом каждая буква означает зашифрованное слово или понятие:
1) Страх и боль: всё, что связано с фобиями как личными, так и всенародными и всечеловеческими.
2) Экспрессия: всё, что связано с сильными эмоциями и их отсутствием — любовь, ненависть, крик, тоска, депрессия.
3) Крючки: разного рода интригующие намёки, предложения раскрыть тайны, вопросы и т.п.
4) Семь грехов: всё, что связано с наслаждениями и запретом этих наслаждений.
Как это использовать?
Под каждым из описанных выше понятий скрывается целый спектр смысловых ассоциаций, которые цепляют наш взгляд, если мы видим подобные слова.
Допустим, словесные ассоциации к «страх/боль»: клаустрофобия, измена, предательство, ожог, перелом, кровь, обида...
Экспрессивная лексика: с**а, бл**, крик, вопль, хапуга, кровопийца, тиран и т.п. Вся те слова, которыми мы не гнушаемся, рассказывая о самых эмоциональных событиях жизни.
Крючки — это не столько слова, сколько конкретные приёмы:
- задать вопрос в конце названия («Кто виноват?», «Что делать», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»),
- обещание рассказать какую-то важную тайну («Кому на Руси жить хорошо?», «Все деньги мира»),
- инструкции, разборы, подборки и т.п. («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Любовь. Инструкция по применению»).
Семь грехов: влечение, голод, злость... — эта очень глубокая нора, Алиса, так как с каждым грехом связан целый спектр лексики.
Представьте себе четыре окружности, которые соответствуют каждому аспекту. Эти окружности наполнены такими вот словесными ассоциациями. И вот на пересечениях окружностей возникают интересные названия, которые заставляют кликнуть на заголовок, взять книгу с полки или остановить взгляд в библиотеке какого-то онлайн-кинотеатра.
Писательский марафон!
Каждый год мы собираемся в ноябре, чтобы написать черновик романа. И в этом ноябре — тоже! Присоединятесь к каналу единомышленников в Телеграм, чтобы закончить этот год продуктивно → https://t.me/+L51r5TvZyFowMWVi
Вы с нами?
Матрица СЭКС в примерах
Роман «Идиот»: в одном слове переплетаются и экспрессия (так принято обзывать людей), и страх/боль (многие люди бояться оказаться в ситуации, когда их назовут этим словом, и многие в ней оказывались).
Роман «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» / Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (это два перевода одного и того же названия): страх представлен словом «страх» (спасибо, кэп!), экспрессия — в словах «отвращение»/«ненависть» (в нас вызывают ненависть и отвращения вещи, которые мы остро презираем), семь грехов ассоциируются со словами «ненависть» (грех гнева) и «Лас-Вегас» (он же — город греха).
Роман «Собачье сердце»: в названии есть экспрессия — слово «собачье». Слово «собака» используется в речи либо как междометие, либо как обзывательство, а всё, что можно назвать «собачьим» ассоциируется с чем-то низким («собачья жизнь», «собачий сын» и т.п.). Так же здесь используется крючок — безмолвный вопрос и интрига: а почему такой большой писатель, как Булгаков пишет про собачьи сердца?
Роман «Трудно быть богом»: первое, что бросается в глаза — это греховность помысла. Как это — возомнить себя равным богу? Дальше здесь явное противоречие в названии — оксюморон: бог — всемогущий, почему быть им сложно? Это крючок. И напоследок: боль выраженная словом «трудно». Это роднит читателя с этим названием — нам всем «трудно», а тут оказывается, что ещё и богу трудно. Надо почитать!
Финальный совет
Не нужно конструировать название намеренно — в этом случае получится какой-то Франкенштейн вместо привлекательного названия. Скорее всего, в вашей голове уже есть название, которое вы хотите дать своему произведению.
Просто сверьтесь с Матрицей СЭКС и проверьте, соответствует ли оно хотя бы двум из этих пунктов? Если нет, то я бы рекомендовал добавить одно-два слова, чтобы сделать название сильнее.
Делитесь в комментариях своими примерами названий, которые хочется разобраться по Матрице СЭКС.
***
Статья написана в рамках челленджа 365 приёмов для писателей: 1 день — 1 совет.