От автора: Если так сложилось, что вы часто беспокоитесь о том, что ваш отказ выполнять просьбу руководителя может спровоцировать конфликт, боитесь показаться безответственным, грубым, задаётесь вопросом «как ко мне относятся?» эта статья для вас.
Беру на себя много на работе: начальник доволен, я - без сил.
Случай из практики
Ко мне в кабинет заходит мужчина, возраст примерно 30 – 35 лет. Вижу плечи опущены, на лице печаль, руки трясутся. В руках держит, какой - то листок.
Я: Приветствую, приглашаю присесть, спрашиваю, с чем пришли?
Далее краткий вывод из получасовой беседы:
К: Нет желания ладить с коллегами, не хочу общаться с ними. Они считают меня выскочкой, и что много на себя беру. Обязанности накапливаются, проходил тренинг по тайм менеджменту, бесполезно. Внутри меня все кипит, когда руководитель требует отчет. Начал избегать личных встреч с ним. Семейная жизнь не очень. Ощущаю постоянную тревогу. Стыдно, я взрослый дядька, а виду себя как пацан. Друзья считают, что у меня профессиональное выгорание.
Обращаю внимание, что формулировка «профессиональное выгорание» стала коммерческим диагнозом, в клинической практике определение выгорания в МКБ-11 звучит так: «Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». Важно, то, что выгорание происходит исключительно в профессиональном контексте, вне зависимости от опыта в других сферах жизни.
Я: Интересуюсь дальше, а что за листочек у вас в руках?
К: Рецепт. Обратился к психиатру, так как стал срываться и кричать на подчиненных. Он прописал антидепрессанты.
Я: И какой диагноз поставил психиатр?
К: Да, какое-то тревожно-депрессивное расстройство, сам в шоке не верю до сих пор, что я псих что ли?
Шаг 1. Вместе с клиентом приходим к выводу, что основная рабочая ситуация, которая делает рабочий процесс неприятным – это внеплановые задания руководителя.
Шаг 2. Делаем с клиентом технику когнитивно-поведенческой психологии, называется концептуализация случая.
К: Что это такое концептуализация случая и для чего это нужно?
Правильный вопрос!
Чтобы наглядно увидеть, что происходит, в тот момент, когда клиент сталкиваетесь с конкретной ситуацией, которая вызывает негативные ощущения:
Техника на клиента произвела впечатление, вывод который он сделал:
К: «Ну, вот коллеги правы, беру на себя много, ничего не успеваю, отсюда и мысли такие».
Шаг 3. Прошу клиента объяснить, как он понимает «много беру на себя» и что это значит для него?
Не буду расписывать, что говорил клиент,отмечу то, что у каждого отдельно обратившегося человека за консультацией есть свое представление, почему он выбрал стратегию «брать на себя много».
Что на самом деле скрывается за стратегией «брать на себя много»?
Стратегия «брать на себя много» появилась в результате взаимодействия людей.
Стратегия «брать на себя много» поддерживает личное мнение о себе как о профессионале, как о достойном работнике, как о человеке, который умеет работать много и хорошо!
Факт в том, что избрав ранее стратегию «брать на себя много» , вы продолжаете так действовать, и это не удивительно, ведь это помогает зарекомендовать себя.
К сожалению, стратегия «брать на себя много» работает, до тех пор, пока вы не столкнетесь с принципиально новыми задачами.
Пример, большие изменения в компании, поиск новой работа, появление других интересов в жизни кроме работы, семейные заботы. Да и возраст, вы не молодеете и сил становиться меньше!
Чем вредна стратегия «брать на себя много» для психологического здоровья?
Не сознательное следование стратегии приводит к тому, что вы, взрослый адаптированный человек, не раз зарекомендовали свои профессиональные способности на деле, продолжаете ей следовать.
Стратегия «брать на себя много» остается в вашем понимании, единственным способом взаимодействия в рабочих ситуациях.
Выйти из неё вы уже не можете, да и кто бы позволил, стратегия ведь очень манипулятивная.
Почему стратегия «брать на себя много» манипулятивная?
Потому - что она основывается на механизмах:
- страх быть отвергнутым
- стыд
Чувство страха быть отвергнутым, побуждает желание нравиться, чувство стыда, тормозит агрессивное поведение и является отличным механизмом подчинения чужой воле, становится опасно, отказывать.
Жалобы клиентов которые обратились ко мне с подобным случаем:
«когда я отказываю, я чувствую себя неприятно»
«один раз, когда отказал, меня обвинили в безответственности»
«я не умею говорить «нет», я слюнтяй не могу за себя постоять»
«я боюсь неровного срыва на работе, меня все посчитают ненормальный»
«коллеги считают меня высокомерным, потому что я не хочу не с кем разговаривать»
«коллеги считают, что я выпендриваюсь перед начальством, не хотят со мной общаться»
«я чувствую, что отдаляюсь от коллектива, на корпоративные мероприятия хожу все реже»
Как перестать брать на себя много?
Посмотрите внимательно, что происходит, в тот момент с вами, когда вы сталкиваетесь с подобной ситуацией:
1. Вы фокусируетесь на своих мыслях, как правило, негативных.
2. Вы предсказываете реакции и мысли людей.
3. Вы контролируете, какое впечатление производите на людей.
4. Вы попадаете в ловушку долженствований.
Примеры, долженствований, которые мы находили вместе с клиентами на консультации:
«я всегда должна приносить интересные идеи, только так я могу себя зарекомендовать»
«я не должен молчать на собрание, нужно что-то сказать, сочтут незаинтересованным»
«я должна идеально выполнять работу, опыт надо продемонстрировать»
«я должен найти лучшее решение, чтобы отличаться от других»
Для вас важным становится, какое впечатление ВЫ производите на других!
Вывод
"Должен" сопровождается тревогой, стрессами на работе, которые плохо осознаются и приводят к выгоранию. Не удивительно, что среди представленных выше «должен» встречается лично знакомые для вас! Здесь мы все похожи!
Чем дольше вы выбираете стратегию «брать на себя», тем больше получаете негативный опыт.
Травмируетесь, застреваете, что приводит к развитию серьёзных расстройств, таких, как социальная тревожность или ещё хуже социофобия, где уже необходима помощь психиатра.
Сильный страх, стыд не преодолеть с помощью одних только техник. Недостаточно научиться говорить «нет» и овладеть техниками саморегуляции.
Сильные эмоции подавляют функции мозга: внимание, память, мышление, что ухудшает результаты труда, становиться трудно, сосредоточиться на рабочих обязанностях.
Потребуются больше времени, чтобы выйти из состояния тревоги, лекарства, отпуск за свой счет.
Многие скажут:
А как по-другому, чтобы сейчас выжить и получать достойную зарплату, так и надо действовать!
Да согласна, стратегия «брать на себя много», решает задачи выше, но вредит, когда у вас сложилось мнение о себе как о профессионале.Ведь есть понимание, что профессионал не ведет себя так, он свободно говорит «нет», держит себя в руках, не бояться конфликтов!
Если мнение «я профессионал» сложилось, а вы демонстрируете поведение провинившегося школьника, получаете воз проблем, как в примере выше.
Во первых позволяете кому-то вами манипулировать, во вторых сами продолжаете страдать.
На сколько % вы работаете ?
Приходите ко мне на консультацию:
- рассмотрим вашу рабочую ситуацию
- отыщем негативные убеждения о себе
- пересмотрим ваши стандарты взаимодействия
- изучим ваши личностные качества
- найдем ваши ценности
Согласие на размещение информации в рамках клиентского опыта от клиента получено, конфиденциальность соблюдена
Если вы узнали себя, если переживаете что-то подобное, связанное с профессиональной деятельностью пишите в ватсап +7 (909) 079 9902
Психолог Юлия Янковская, очные консультации в г.Челябинск
Автор: Юлия Янковская
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru